Применимо ли Евреям 10:25 к
единичному (разовому) пропуску собрания
в день воскресный?
К
Евреям 10:25 Не будем оставлять
собрания своего, как есть у некоторых
обычай; но будем увещевать друг
друга, и тем более, чем более усматриваете
приближение дня оного.Я изложу то, как сейчас я вижу трактование этого отрывка и я открыт к обсуждению этой темы, если я в чем-то не прав в своем виденье.
1. Разовое действие или повторяющийся
обычай?Первое, этот стих говорит о том, что
не будем оставлять своего собрания,
как есть
у некоторых обычай. Здесь
говориться не просто о разовом пропуске
собрания (командировка, болезнь, отпуск,
экзамены), а об обычае, который был у
некоторых христиан того времени.
Что такое обычай? «
Обычай: Традиционно
установившиеся правила общественного
поведения» (Ожегов) Важно понять, что
«обычай» это не разовое действие, это
нечто, что повторяется в течении
некоторого времени. Потому будет
неверным применять этот стих к одному
разовому действию, когда христианин один раз
не был в собрании по некоторой причине
(отпуск, командировка, был в гостях в
другой общине, болезнь, поездка к
родителям и т.д.). Но если у христианина
вошло в привычку регулярно не бывать
в собрании по разным причинам, тогда
этот стих уже может быть применим к
нему, в зависимости от причин и других
факторов.
За что Павел осуждает христиан?
За обычай (традиционно, регулярно
повторяющееся действие) не посещать
свое собрание.
Конечно, христианин должен хотеть
быть в своем собрании и стремиться быть
там каждый раз. Но если разово по какой-то причине
он решает не быть в собрании в день воскресный, это еще не является основанием
для применения к нему Евр 10:25.
2. Комментарий Баркли дает хорошее
пояснение этому стиху:
“Мы не должны оставлять собрания
своего и богослужения». Среди адресатов
Послания к Евреям были такие, которые
забыли хороший обычай собираться
вместе. И нынче некоторые считают себя
христианами, а забыли обычай посещать
богослужение вместе с людьми Божиими
в доме Божьем в день Божий. Они пытаются
стать, по выражению Моффата, "благочестивыми
крупицами", христианами в изоляции.
При это Моффат выделяет три причины,
по которым человек может избегать
принятия участия в богослужениях вместе
с собратьями.
а) Он может не ходить в церковь из-за
страха.
б) Он может не ходить в нее из-за своих
взглядов.
в) Он может не ходить в нее из
тщеславия или самомнения.
Здесь так же говориться о том, что
некоторые христиане «забыли обычай
посещать богослужение». Можно ли
сказать, что если христианин один раз
пропустил богослужение по какой-то
причине, то он «избегает принимать
участия в совместных собраниях церкви»?
Однозначно нет. Один раз не дает нам
оснований для такого вывода.
3. Метод от абсурдного.
Если считать, что Евреям 10:25 применим
к единичному случаю пропуска собрания,
тогда возьмем 5 причин пропусков:
А. Поход в гости в другую общину
Б. Поездка к родителям в другой город
В. Поездка в командировку в другой город
Г. Отпуск вдали от дома (другая страна)
Д. Экзамены в ВУЗе
Все эти причины пропусков имеют
ряд общих моментов:
- Все они добровольные
- Все они являются последствием выбора
христианина (во всех этих случая
христианин сам решает не быть в своем
собрании)
Если применять Евреям 10:25 к единичному
пропуску собрания и считать это грехом,
тогда все эти причины являются греховными
и недопустимыми для христианина. Тогда
каждого кто поступает так (А-Д) надо
обличать и призывать к покаянию. А если
не кается, тогда прекращать с ним
духовное общение, ибо таковой оставил
Бога. Плюс каждому, кто так поступал
ранее, надо покаяться и прекратить так
поступать. Что само по себе абсурдно.
Почему я пишу все это здесь на форуме?
Некоторые
братья общины
г. Киева по ул. Раисы Окипной 9 при
свидетелях обвинили меня в нарушении
Евреям 10:25. Нарушение состояло в том,
что в один из воскресных дней я был на
поклонении в другой (не своей) общине
ЦХ нашего города. Они посчитали это
нарушением Евреям 10:25 и призывали меня
к покаянию.
Некоторые братья общины г. Киева
по ул. Раисы Окипной 9 верят, что пункт
А (поход в гости в другую общину ЦХ в
день воскресный) - это грех и оставление
своего собрания. Они говорят: ты оставил
свое собрание, согрешил против Бога и
должен покаяться, потому что в день
воскресный решил пойти в гости в другую
общину ЦХ.
Но тогда мне непонятно, если А - это
грех, тогда почему Б-Д не считаются
грехом. И никто из этих братьев до сих
пор не смог дать мне ответ, чем по сути А
отличается от Б-Д.
Так же непонятно, почему братья не призывают к покаянию тех своих христиан, кто в день воскресный бывал в других общинах
ЦХ (например в нашей
общине, что было не раз).
От братьев общины ЦХ по ул. Раисы
Окипной я слышал такие обоснования Евр
10:25 применимо к пункту «А»:
«Если ты мог
быть на собрании, но решил что есть
занятие по-важнее, т.е. специально
придумал себе занятие не ко времени,
т.е. когда этим можно было заняться в
другое время — грех. Уважительной
причиной для отсутствия в собрании
может быть только болезнь или дальнее
расстояние (но не так как в истории с
Ионой), т.е. вещи не зависящие от твоего
выбора.
Если же ты сам так
планируешь своё время, что собрания
церкви в него не попадают - это грех,
причём произвольный. Если какой-нибудь
человек этого не понимает ему объясняют
раз и другой, а потом ставят пред
выбором... Евр 10:25»Могу заметить, что все приведенные
пункты А-Д попадают под это определение,
ибо во всех случаях это дело добровольно
и А,Б,Г христианин сам планирует свое
время так, что собрания его родной
общины в него не попадают. Почему
избирается только «А», ответа нет до
сих пор.
«По поводу посещения других церквей
с ознакомительными целями, у каждого
брата есть обязанность по отношению к
своей церкви, и это легко можно показать
из Слова. Когда брат самовольно, оставляет
собрание, он пренебрегает своими
обязанностями по отношению к конкретной
группе христиан, действия против воли
Божьей. Знакомиться следует не во время
совместного поклонения, а заблаговременно
до него.
Самовольно - это когда не согласовал
свои планы с руководством церкви и по
своему желанию пренебрег нуждами церкви
ради своих интересов или своей выгоды.»Полностью согласен с тем, что у каждого брата есть обязанность по отношению к своей общине. Но вот как доказать из Писания, что единичное отсутствие в день воскресный (причины А-Д) - является пренебрежением своими обязанностями, действием против воли Божьей и, как следствие, грехом?
Далее, опять таки, во всех случаях А-Д брат по
своему желанию оставляет свое собрание
ради своих интересов. Чем тогда по сути
А отличается от Б-Д? Ответа до сих пор
нету.
Так же не понятно, где есть заповедь
согласовывать свои отсутствия с
«руководством церкви».Я готов обсуждать этот вопрос открыто при всех и покаяться, если я не прав и в чем-то согрешил перед Богом.