Мир вам и дому вашему
Поиск по форуму:

Христианство на практике

Автор
Тема:
Admin Администратор
Проповедник ЦХ
Зарегистрирован: 12.01.2009 Откуда: Украина Сообщения: 1947
11.03.2011 0:56
Мир вам,

После этого поста задумался, допустима ли ирония и сарказм в отношениях между верными христианами.

ПростоХристианин
Но если говорить о некоторой ироничности, которая присутствовала в моих словах, - то лично я не считаю здоровую иронию грехом или непригодным для христиан способом ведения дискуссий. Кстати, такая ироничность была вовсе не чужда и таким праведным мужам, как пророк Илия (3Цар.18:27), или апостол Павел (1Кор.4:8), например.

Стихи, приведенные ПростоХристианином, показывают сарказм верных Богу людей по отношению к неверным (либо согрешившим):
3-я Царств 18:27 В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!
1-е Коринфянам 4:8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

Допустим ли сарказм в отношении между верными христианами? Есть ли такие примеры в Библии, чтобы один верный Богу человек использовал сарказм по отношению к другому верному Богу человеку? Или примеры, когда сарказм использовался в процессе научения и дискуссии (не обличения и покаяния во грехе)?

Комментарии:  

 Автор  Тема:
ПростоХристианин
Зарегистрирован: 19.10.2010 Откуда: Россия Сообщения: 1335
12.03.2011 3:01

Приветствую, Владимир!

Admin
Допустим ли сарказм в отношении между верными христианами? Есть ли такие примеры в Библии, чтобы один верный Богу человек использовал сарказм по отношению к другому верному Богу человеку?
Да, такие примеры есть, и один из них Вы же сами и привели выше: "Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!" (1Кор.4:8). Признаться, я не понимаю, почему Вы относите к разряду неверных тех, кого сам Павел считал "церковью Божией", "освященными во Христе Иисусе", "призванными святыми",(1Кор.1:2), да и просто "братьями" (1:10, 11, 26, и т.д.). Да, Павел много упрекал коринфских верующих за их поведение и духовную незрелость, но в целом, это еще не делало их "христианами второго сорта", к которым теперь по этой причине можно было обращаться хоть с иронией, хоть с сарказмом, в отличие от прочих христиан, по отношению к которым это было, якобы, недопустимо. Я не вижу в Новом Завете оснований для такого разделения христиан по степени праведности! 

В Писании можно найти много примеров и иронии, и сарказма, и даже юмора (правда, из-за разницы культур и незнания библейских языков на уровне носителей, мы не всегда можем разглядеть это, к сожалению), причем, прибегал к сарказму даже Сам Бог (напр., Суд.10:14)! Но, конечно, все это было лишь полемическеми приемами, точно бьющими в цель, такими, как, например, притчи, а вовсе не средством развлечения (шутка ради шутки, ради смеха и ничего более, т.с. "чиста паржать"), или унижения, осмеяния, оскрбления кого-то (хотя, волей-неволей, такая ирония наверняка кого-то и задевала!). Ну и иногда это было просто продуктом собственных эмоций, как я вижу, например, у апостола Павла, как в вышеприведенном месте Писания, так и, например, во 2Кор.11:16-12:5.

Так что, как я понимаю, в Писании нет мест, в которых ирония присутствует сама по себе, в отрыве от общего смысла Писания, с целью развлечь и посмешить нас, подобно Евгению Петросяну, либо с целью оскрбить и унизить кого-то. Но, тем не менее, сатира и ирония в Писании есть, а значит, и нам не стоит этого так пугаться!

Admin Администратор
Проповедник ЦХ
Зарегистрирован: 12.01.2009 Откуда: Украина Сообщения: 1947
15.03.2011 13:27
ПростоХристианин
Признаться, я не понимаю, почему Вы относите к разряду неверных тех, кого сам Павел считал "церковью Божией", "освященными во Христе Иисусе", "призванными святыми",(1Кор.1:2), да и просто "братьями" (1:10, 11, 26, и т.д.).
Вы неверно меня поняли. Как я вижу, сарказм Павла был связан с греховной проблемой там тогда (это видно из 14-го стиха). Это не делает их христианами второго сорта, но показывает, что у них есть грех в котором им надо покаяться. И Павел использует иронию, чтобы показать им это.

Суть вопроса в том, есть ли в Библии примеры, когда расказм и ирония употреблялись бы отдельно от греха? Греха нет, а Бог или верные Божьи дети проявляют сарказм или иронию по отношению друг ко другу?

ПростоХристианин
Но, тем не менее, сатира и ирония в Писании есть, а значит, и нам не стоит этого так пугаться!
Однозначно! Но вопрос в том, верно ли мы ее используем по отношению друг ко другу в процессе дискуссии, когда с обоих сторон нет греха? Есть ли такие примеры в Библии (сарказм и ирония используются тогда, когда нет греха)?
Сообщение отредактировал Admin - 15.03.2011 14:19
ПростоХристианин
Зарегистрирован: 19.10.2010 Откуда: Россия Сообщения: 1335
16.03.2011 0:06

Admin
Как я вижу, сарказм Павла был связан с греховной проблемой там тогда (это видно из 14-го стиха). Это не делает их христианами второго сорта, но показывает, что у них есть грех в котором им надо покаяться. И Павел использует иронию, чтобы показать им это.
Вся ироничная речь Павла, начавшаяся с 7-го стиха 4-й главы 1-го послания Коринфянам и продолжившаяся вплоть до 13-го (а отголоски которой видны и в последующих главах), была связана с тем, что коринфяне, обогатившись массой духовных даров (да и по ряду других причин), стали думать о себе более, нежели они были на самом деле, т.е. начали превозноситься. И это при том, что их духовное состояние оставляло желать лучшего (перечитав все послания Нового Завета, мы не увидим церкви, в адрес которой было бы высказано столько различных упреков, сколько их было высказано в адрес коринфской церкви!). Вот над этим-то самопревозношением на фоне их духовной немощи и иронизировал апостол Павел в данном случае, а вовсе не над их грехами (такими, как разделения, беспорядки, терпимое отношение к блуду в их среде, и т.п.), в отношении которых Павлу было явно не до смеха! Поэтому-то Павел и сказал: "не к постыжению вашему (в греч. тж. "не посрамляя вас") пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих" (1Кор.4:14). В отношении же конкретных грехов Павел был, как правило, более категоричен.

Admin
Суть вопроса в том, есть ли в Библии примеры, когда расказм и ирония употреблялись бы отдельно от греха? Греха нет, а Бог или верные Божьи дети проявляют сарказм или иронию по отношению друг ко другу?
Ну очевидно, глупо было бы ожидать сарказм или иронию в отношении братьев на ровном месте. Думаю, их что-то должно спровоцировать. Не обязательно грех, это может быть несогласие во мнениях, например, неправильное или неадекватное поведение (вот почти как у коринфян, к примеру), ответные эмоции, или же как полемический прием... Да мало ли еще чего?.. Полагаю, не стоит искать в Писании подробную инструкцию, точно расписывающую по пунктам, в каких случаях христиане могут прибегать к иронии, а когда нет. Главное - даже иронизируя над кем-либо, не переступать черту, чтобы ирония не была средством унизить или оскорбить братьев, чтобы ирония не превращалась в насмешку...

Сообщение отредактировал ПростоХристианин - 16.03.2011 00:19
Galukd Проповедник ЦХ
Зарегистрирован: 12.08.2009 Откуда: Украина Сообщения: 3075
16.03.2011 7:50

ПростоХристианин
Главное - даже иронизируя над кем-либо, не переступать черту, чтобы ирония не была средством унизить или оскорбить братьев, чтобы ирония не превращалась в насмешку...

Ну да, именно так. Одно и то же средство при различной мотивировке носит и разные оценки. Еще ирония и сарказм иногда используется в случае отсутствия аргументов. Люди прибегают к этому приему, когда сказать нечего, остается только высмеять человека. Я,к сожалению, встречался с таким использованием иронии. 

ПростоХристианин
Зарегистрирован: 19.10.2010 Откуда: Россия Сообщения: 1335
16.03.2011 22:37
Galukd
Еще ирония и сарказм иногда используется в случае отсутствия аргументов. Люди прибегают к этому приему, когда сказать нечего, остается только высмеять человека. Я,к сожалению, встречался с таким использованием иронии.
Думаю, что все с этим в той или иной мере втречались, Дмитрий! Но полагаю, это легко выявляется по наличию в речи только одной иронии и ничего более. Когда ирония есть, а аргументов нет, потому что кроме иронии и сказать-то больше нечего!
serHiy
Зарегистрирован: 17.09.2009 Откуда: Украина Сообщения: 170
21.03.2011 22:40
Якщо цей сарказм чи іронія використовуються по-доброму, для натяку на якісь помилки то навіть дуже допускаються.

(С) 2008-2024, Христианский Форум.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua