Мир вам и дому вашему
Поиск по форуму:

Библия, толкование и вера

Автор
Тема:
Андрей
Зарегистрирован: 07.05.2009 Откуда: Украина Сообщения: 100
10.04.2010 14:34
Помогите научиться различать три понятия: лукавство, хитрость и мудрость. Если конечно это возможно?! rolleyes2
Сообщение отредактировал Андрей - 10.04.2010 14:50

Комментарии:  

 Автор  Тема:
Вячеслав
Зарегистрирован: 08.11.2009 Откуда: Украина Сообщения: 129 Предупреждения: 6
10.04.2010 18:39

Вы знаете, Андрей, лично я думаю, что это возможно. И даже очень. Но не всем.

Я сейчас не предлагаю начать рассматривать (чтобы потом учиться различать) эти три понятия, а несколько расширить (если можно так сказать) их. А именно: то или иное действие -- это хитрость (плохо) или находчивость (хорошо)? Присовокупляю стихи к вопросу:

Быт. 27:35,36;

1 Цар.21:13;

2 Кор. 12:16;

Лук.16:8.

Сообщение отредактировал Вячеслав - 13.04.2010 23:51
Константин
Зарегистрирован: 12.01.2010 Откуда: Россия Сообщения: 105
10.04.2010 18:47
Андрей :)
Это не три понятия, а Два :)
Лукавство и хитрость - одно и то же!
А вот Мудрость - это Разум + Интуиция = Проницательность!

Хитрость свойственна всем существам. Это механизм борьбы и выживания. Это естественный процесс :)
Тигр имеет полоски, что бы сливаться с камышами, куропатка, так же имеет защитный окрас. А заяц, который петляет, что бы запутать собак - лукавит! :) Хитрость - Естественная Защита Всего живого!

А Мудрость - это Духовный Дар Бога Всевышнего! Бог, для начала, Дарует Разум человеку, а гораздо позже Дарует Интуицию. И если человек Достоин, этих Даров, то они Объединяются, и тогда Рождается - МУДРОСТЬ! :)
kristik
Зарегистрирован: 03.03.2009 Откуда: Украина Сообщения: 26
10.04.2010 19:53

   Моя скромная особь:) побывала в Википедии и нашла такие вот определения:

1) мудрость - это способность грамотного применения знаний; большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт; способность находить решение различных трудных задач, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт, избегая порой непосредственных логических операций и понимание смысла происходящего;

2) коварство (по-моему, это удачный синоним словам "лукавство" и "хитрость") - это склонность к хитрым и злым умыслам и поступкам, прикрытым внешней доброжелательностью; поступки, поведение, характеризующиеся такими умыслами.

   Вообще, слово "мудрость" всегда имело более чем положительное значение, а слово "коварство" - диаметрально противоположное. Мне кажется, нужно отдельно рассматривать каждую ситуацию, чтобы наверняка понять, что там имело место - мудрость или коварство, а точнее, нужно смотреть, что же получилось в итоге. Но мудрость всегда даёт позитивные результаты, никому не причиняя зла, в отличие от коварства. Не помню, чтобы кто-то пострадал от мудрости..:) Коварство же всегда приводит к плохим последствиям, доставляя людям неприятности, разочарование и проблемы... Господь является воплощением мудрости, а сатана - коварства.

   Еще думаю, что качества мудрого человека - это любовь, доброжелательность, ответственность, воздержание, терпение, кротость и т. д. При коварстве же не обойтись без злорадства, лжи и эгоизма (это как минимум), поэтому лукавого человека смело можно назвать глупым, и уж никак не мудрым.

Сообщение отредактировал kristik - 11.04.2010 22:07
Константин
Зарегистрирован: 12.01.2010 Откуда: Россия Сообщения: 105
13.04.2010 6:00
Кристик :)
Мы все, иногда, бываем либо - Мудрыми, либо - Коварными...
Такова наша человеческая участь - Слабость и Непостоянство!
Андрей
Зарегистрирован: 07.05.2009 Откуда: Украина Сообщения: 100
13.04.2010 11:05
Вячеслав
Я сейчас не предлагаю начать рассматривать (чтобы потом учиться различать) эти три понятия, а несколько расширить (если можно так сказать) их. А именно: то или иное действие -- это хитрость (плохо) или находчивость (хорошо)? Присосокупляю стихи к вопросу:

Бытие 27:35 Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.
Бытие 27:36 И сказал [Исав]: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал [Исав отцу своему]: неужели ты не оставил [и] мне благословения?
1-я Царств 21:13 И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, [кидался на руки свои] и пускал слюну по бороде своей.
2-е Коринфянам 12:16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
От Луки 16:8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

Понимаю одно, что нужно смотреть на мотивы поступков, а как это сделать?
Иеремия 17:9 Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?
Иеремия 17:10 Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.
Или человек сам искренне говорит о своем сердце, либо Бог явно всё обнажает и показывает.
От Матфея 10:16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
Чем дальше, тем интересней...

Вячеслав
Зарегистрирован: 08.11.2009 Откуда: Украина Сообщения: 129 Предупреждения: 6
15.04.2010 1:25

Как Вы считаете, Андрей, Иаков и Давид поступили хитро (плохо) или находчиво (хорошо)?

Думаю, что дать ответ на этот вопрос для человека гораздо легче, поскольку он (человек) видит чем данные две ситуации завершились. То есть, мы можем сделать тот или иной вывод при помощи "заднего ума". А Вы представьте, как сделать вывод по каждой из этих ситуаций как-будто Вы находитесь в том  месте в то время, когда эти ситуации происходят?

А Соломон, между прочим, смог сориентироваться моментально (3 Цар.3:12,16-28), так, что создаётся впечатление, будто бы он знал, что написано в Евр. 5:14. И лично я думаю, что он таки знал, о чём там написано.

Что я хочу сказать, что для того, чтобы различать лукавство, хитрость и мудрость, на мой взгляд, прежде всего следует очень сильно хотеть этому научиться, ну и также сильно просить об этом Господа. И Он даст эту способность человеку с хорошим сердцем.

Вячеслав
Зарегистрирован: 08.11.2009 Откуда: Украина Сообщения: 129 Предупреждения: 6
15.04.2010 2:26
Андрей
Иеремия 17:9 Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?
Иеремия 17:10 Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.

Или человек сам искренне говорит о своем сердце, либо Бог явно всё обнажает и показывает.

Целиком и полностью с Вами согласен. И, если Вы не против, добавлю немного.

Не знаю, имели ли вы ввиду стих из книги Притчей 4:23, когда цитировали Иеремию? Но если эти два отрывка собрать вместе, то получается, что человеческое сердце изначально хорошее, а уж потом оно начинает грешить. И, в итоге, может крайне испортиться, если следует своей похоти (Иак.1:14; Прит.20:5). 

Андрей
Зарегистрирован: 07.05.2009 Откуда: Украина Сообщения: 100
20.04.2010 16:21
Вячеслав
Не знаю, имели ли вы ввиду стих из книги Притчей 4:23, когда цитировали Иеремию? Но если эти два отрывка собрать вместе, то получается, что человеческое сердце изначально хорошее, а уж потом оно начинает грешить. И, в итоге, может крайне испортиться, если следует своей похоти (Иак.1:14; Прит.20:5). 

Не уверен, что значит "изначально хорошее"?
Притчи 20:5 Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.
Притчи 20:5 (Современный перевод (русский))
Советы людские - словно глубокий колодец, мудрый будет черпать из них.
Приповiстi 20:5 (Украинский перевод)
Рада в серці людини глибока вода, і розумна людина її повичерпує.
Не могу однозначно понять данный стих. А как Вы понимаете?
Вячеслав
Зарегистрирован: 08.11.2009 Откуда: Украина Сообщения: 129 Предупреждения: 6
21.04.2010 3:47

Андрей
Не уверен, что значит "изначально хорошее"?

Когда я говорю "изначально хорошее", я имею ввиду, что изначально оно -- безгрешное, чистое (чистый лист). Думаю, именно по этой причине сердца (именно исходя из этого состояния (качества) сердца на момент младенчества человека) Иисас и сказал, что Небесное Царство принадлежит младенцам (и, думаю, детекм немного постарше, насколько -- не знаю). То есть, "изначально хорошее" в моей интерпритации означает "(ещё) не сделавшее греха".

Андрей
Притчи 20:5 Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.
Притчи 20:5 (Современный перевод (русский))
Советы людские - словно глубокий колодец, мудрый будет черпать из них.
Приповiстi 20:5 (Украинский перевод)
Рада в серці людини глибока вода, і розумна людина її повичерпує.
Не могу однозначно понять данный стих. А как Вы понимаете?

Я бы ещё выложил бы перевод данного стиха в переводе, которому я больше всего доверяю из русских и украинских, как наиболее точному и максимально приближённому к оригинальному тексту (прошу лингвистов не смеяться над дилетантом):

"Води глибокі -- задума в людськім серці; але розумна людна їх черпатиме звідти".

В свете данного перевода мне наиболее понятным и согласующимся с приведённым мной переводом выдаётся Синодальный. Т. е. 1-й, приведённый Вами.

И его я понимаю так, что когда водоём глубок: человек не видит дна (завершения). Иногда ч-к не может достать до "дна" своих мыслей (замыслов), потому что глубоко (Лук.23:34; 1 Кор.8:2+1 Кор.10:12+1 Кор.8:3). Его мысли по тому или иному поводу могут очень сильно отличаться друг от друга и противоречить одна другой. И как поступить в определённой ситуации, человек, пользующийся разумом, сможет утолять жажду  (черпать воду и пить) глубиной своих (хороших!) мыслей. А глубина мыслей, на мой взгляд, дана каждому (здоровому) человеку. Его задача, всего-навсего, достигать этой глубины (Фил.4:8; Кол.3:2). Под глубиной мыслей я подразумеваю Божью мудрость (следование Божьим принципам), или, иначе говоря, хорошие мысли (мысли о хорошем). Говоря проще, разумный человек, разберётся в себе и со своими мыслями: хорошее туда, плохое туда; хорошему следовать, плохому нет.

Это моё сравнение нахожу весьма грубым (можно даже сказать, жалким), если учесть, что вода, если не мощнейшая, то одна из самых ... стихий нашей вселенной. 

Можно ещё сказать, что водная глубина таит в себе немало опасностей. То есть, мысли ч-ка могут нести в себе опасность (угрозу какую-то). Но она привлекательна и вызывает любопытство (Ин.1:41).

Ну и конечно, эта мощь (глубокие воды, 2 Пет.3:5) в переносном смысле сравнивается с человеческим мышлением (Кстати, мысль очень хорошо сочетается с "Секретом" даже и без переносного смысла. Если кто не смотрел -- рекомендую). А именно, что стремящийся к разуму (к мудрости) человек, будет понимать, что у него есть "орган", обладающим огромной силой. А этот "орган", названый здесь условно "сердцем", был спроэктирован Творцом. И, насколько я понимаю, спроэктирован очень  и очень умело. Задуман на Великие дела. Таких ведь людей называют людьми "с большим сердцем". Которые творят Великие дела, верно?!

Думаю, можно продолжить перечень смысловой нагрузки этого, на мой взгляд, энергоёмкого  и лаконичного стиха. Если кто желает, лично я буду только рад, повысить своё образование в данной теме.  За которую искренняя признательность автору, и развитие её.

Для тех, кто не а курсе: выраженные здесь мои мысли по этому поводу не претендуют на истину в последней инстанции. И я, конечно же, оставляю за собой право ошибаться в этом и др. своих высказываниях. Так что смотрите сами: принимать или нет, а если прислушиваться, то к чему именно? 

(С) 2008-2024, Христианский Форум.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua