Mykola
Зарегистрирован: 26.01.2010
Откуда: Украина
|
06.05.2011 17:02
Здравствуйте, Михаил!
Поскольку тема не нова, у меня есть для вас информация к размышлению:
Сразу оговорюсь, что я не вижу в Библии повеления христианам — хлопать в ладоши во время пения. Речь может идти только о том, что сами хлопки являются либо нейтральным, либо просто немудрым, либо даже греховным поведением.
Что нам велено (касаемо пения)?
Давайте сначала определим, что нам точно известно из Нового Завета о пении.
…исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу. (Еф 5:18—19)
Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. (Кол 3:16)
Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. (Евр 13:15)
Очевидно, что у нас есть заповедь петь. Мы должны делать это, назидая, научая и вразумляя друг друга. Мы должны помнить, что не просто поем, но поем Господу, то есть для Господа. Он наш Слушатель, и Он оценивает, угодно Ему такое пение или нет.
Пение должно быть плодом уст, прославляющих имя Божье. Поем ли мы о спасении, о любви, о трудностях ли, которые Господь помогает преодолевать, или о том блаженстве, которое Он приготовил для нас и дает уже сейчас — мы устами прославляем Его имя.
Как нам велено петь?
Фарисеи всегда уделяли много внимания тому, что, как и когда они делают. Это было правильно, за одним исключением: в своих духовных поисках они руководствовались так называемым преданием старцев, а не словом Божьим.
Иисус сказал о них: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф 7:6—7).
Фарисеи чтили Бога устами, но сердце их в этом не участвовало, и потому их почитание Бога было напрасным.
Попробуем разобраться, как именно нам нужно петь для Господа, чтобы наш плод уст не был напрасен.
И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. (Кол 3:17)
Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. (1 Кор 10:31)
…все сие да будет к назиданию. (1 Кор 14:26)
…все должно быть благопристойно и чинно. (1 Кор 14:40)
Итак, мы должны петь:
1. Во имя Господа Иисуса Христа, то есть Его властью.
2. Во славу Божью.
3. К назиданию.
4. Благопристойно и чинно.
Теперь постараемся ответить на следующие вопросы:
1. Являются ли хлопки во время пения плодом уст, прославляющим имя Его, — таким, который велено приносить Богу?
Насколько я вижу, хлопки являются, если угодно, плодом рук, но не уст. Нам же сказано возносить плод уст. Подобно этому, Ною было велено использовать для постройки дерево гофер, а не какое-либо другое; Надаву и Авиуду использовать определенный огонь, а не какой им заблагорассудится; и т. д..
Мне могут возразить, что хлопки не заменяют, а сопровождают пение, но такое дополнение тоже не имеет никакого библейского обоснования.
Дело в том, что хлопки — это не образ действия, а сами по себе — действие.
Действие это происходит параллельно пению и может мешать взаимному назиданию, научению и вразумлению христиан.
2. Почему вообще люди хлопают во время пения? Обычно хлопки являются способом выразить одобрение. Мы слышим аплодисменты в театре, в опере, в цирке, на стадионе — в местах общественных развлечений — так слушатели/зрители выражают свое одобрение.
Очевидно, что хлопки, которые мы обсуждаем, не являются аплодисментами —поскольку само собой разумеется, что поклонение — не развлечение, и во время поклонения есть лишь один Зритель — Бог.
Еще одна возможность — хлопки (в такт мелодии) могут быть своеобразной музыкой. Эта возможность во время поклонения невозможна, потому что единственной музыкой, которую Господь повелел нам исполнять, есть музыка, рождающаяся в сердце и исполняемая устами.
Кроме того, хлопки могут быть способом выражения эмоций. В данном случае их предлагается считать проявлением радости, счастья и благодарности Богу за все Его благословения. Давайте посмотрим, насколько это правомерный аргумент.
Давайте помнить, что мы поем во славу Божью и для взаимного назидания. «Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.» (1 Кор 14:17). Одного этого «но» должно хватить, однако есть еще один нюанс, который я хотел бы отметить.
Логично предположить, что христиане всегда благодарны Богу, а не только во время пения. Любого искреннего христианина, который серьезно задумается над тем, как обильно Бог благословил его, охватит волна благодарности… но всегда ли эта благодарность находит выход в хлопках? Нет, только во время пения.
Да, кстати — давайте не забывать, что пение само по себе является выражением эмоций (именно счастья, радости, благодарности — Иак 5:13), — пение, а не хлопки (которые, как я уже сказал, являются отдельным действием и плодом рук, а не уст).
Грех? Не мудро? Безразлично?
Я сразу отбрасываю третий вариант — что хлопки во время пения нейтральны, и отношение к ним христиан безразлично. Сам факт возникновения дискуссии по этому поводу показывает, что тема небезразлична, а отношение — самое разное.
Грех ли это? Я не готов сразу осудить любые хлопки как грех, потому что написано: «впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.» (Флп 3:16). По-моему, я уже достиг понимания, почему во время пения хлопать недопустимо, и если я вдруг начну хлопать, то это будет грех («…все, что не по вере, грех.» — Рим 14:23).
Теперь, что касается того, мудро ли это. Судите сами.
«…будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;» (Рим 12:10)
«Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.» (Рим 14:13)
«Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.» (Рим 14:19)
«Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.» (Рим 14:21)
«Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.» (Рим 15:2)
«Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.» (1 Кор 10:24)
«Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.» (Флп 2:4)
Мне кажется, что приведенных стихов достаточно. Я хотел бы избежать лишней категоричности, но вместе с тем выразить свое мнение так твердо, как это возможно.
Завершу словами Павла, потому что он в точности выразил ту мысль, которую я хотел бы высказать последней: «Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.» (1 Кор 7:35)
|