ПОТОМУ ЧТО ОНА ИСПОЛЬЗУЕТ БИБЛЕЙСКУЮ
МУЗЫКУ НА БОГОСЛУЖЕНИИ
I. ВСТУПЛЕНИЕ
Все религиозные организации согласны с тем, что по Новому Завету музыка имеет место на богослужении, но они не соглашаются в вопросе о том, должна ли эта музыка быть вокальной, инструментальной или вокальной с инструментальным сопровождением, хотя Новый Завет, энциклопедисты, историки и комментаторы объясняют учение и то, что практикуется в Новозаветной церкви.
2. Автор постоянно повторяет, что руководящий принцип в церквях Христа таков: "Говорите там, где говорит Библия, и молчите там, где молчит Библия". Строгое следование этому основному приницпу - это причина для исключения инструментальной музыки из богослужений в церквях Христа.
II. МУЗЫКА, О КОТОРОЙ УЧИТ НОВЫЙ ЗАВЕТ
1. Вот, что говорится о музыке в Новом Завете: (1) "И воспевши пошли на гору Елеонскую" (Матф. 26:30). (2) "Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога" (Деян. 16:25). (3) "За то буду славить Тебя, (Господи), между язычниками и буду петь имени Твоему" (Рим. 15:9). (4) "Буду петь духом, буду петь и умом" (1-е Кор. 14:15). (5) "Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу" (Еф. 5:19). (6) "Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью, научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословиями и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу" (Кол. 3:16). (7) "Посреди церкви воспою Тебя" (Евр. 2:12). (8) "Итак будет чрез Него непрестанно приносить Богу жертвы хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его" (Евр. 13:15). (9) "Злостраждет ли кто из вас? пусть молится. Весел ли кто? пусть поет псалмы" (Иак. 5:13).
2. То, что Христос не включил инструментальную музыку в богослужение, разрешает вопрос. Церковь Господа - это Новозаветная организация, и Новый Завет говорит нам, что Господь включил в поклонение. Мы видели, что Новый Завет ничего не говорит об использовании инструментальной музыки на богослужении. Очевидно, что использующие ее на богослужении делают это без библейского разрешения. Мы не должны пытаться добавить что-то к божественному образцу.
3. Есть два вида заповедей: специфические и общие. Например: "Сделай себе ковчег из дерева гофер" (Быт. 6:14) - это специфическая заповедь. Бог указал вид дерева и больше не сказал ничего относительно этого. Бог не сказал: "Ты не должен использовать никакое другое дерево"; назвав только дерево гофер, Бог запретил использование любого другого дерева. Если бы Бог сказал: "Сделай ковчег из дерева", использование любого дерева соответствовало бы требованиям этой общей заповеди. Также, если бы в Новом Завете говорилось "использовать музыку", мы могли бы выполнить это требование, если бы использовали либо вокальную, либо инструментальную музыку, либо оба вида. Однако, Бог не сказал этого. Он сказал "петь", и это ограничивает музыку вокалом. Специфичность и ограничение так же ясно видны в этом случае, как и в заповеди о строительстве ковчега из дерева гофер. Специфической заповеди "петь" должно быть достаточно для тех, кто хочет принять слово Бога и делать то, что Он говорит потому, что Он сказал это.
III. ВЫВОДЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ОСНОВНЫХ И НЕОСНОВНЫХ ПОСЫЛКАХ
Вышеизложенное подготовило нас к дальнейшему исследованию предмета. Подготовившись таким образом, мы рассмотрим следующие аргументы:
1. Аргумент первый:
(1) Все Писание дано для того, чтобы подготовить Божьего человека ко всякому доброму делу (2-е Тим. 3:16,17).
(2) Писание не разрешает использование инструментальной музыки на богослужении сегодня (мы не можем найти такого стиха).
(3) Следовательно, использование инструментальной музыки на богослужении сегодня - это не доброе дело.
2. Аргумент второй:
(1) Мудрствовать сверх того, что написано, - это нарушение воли Господа (1-е Кор. 4:6).
(2) О музыкальных инструментах в Новозаветном богослужении не написано (не можем найти стиха).
(3) Следовательно, использующие музыкальные инструменты в богослужении сегодня нарушают волю Господа.
3. Аргумент третий:
(1) "Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божьего" (Рим. 10:17).
(2) Слово Христа не говорит об использовании музыкальных инструментов на богослужении (не можем найти стиха).
(3) Следовательно, использование инструментальной музыки на богослужении - это не деяние веры.
4. Аргумент четвертый:
(1) Бог дал нам все, потребное для жизни и благочестия (2-е Петра 1:3).
(2) В том, что дал Бог, не упоминается об использовании музыкальных инструментов в Новозаветном богослужении (не можем найти стиха).
(3) Следовательно, инструментальная музыка на богослужении сегодня не потребна для жизни и благочестия.
IV. "PSALLO"
1. Некоторые спрашивают: "Разве значение греческого глагола "psallo" не включает игру?". Некоторые основывают свои притязания на этом, но некоторое размышление заставит их отказаться от этого аргумента. Если первоначальное слово, от которого мы получили понятие "петь", подразумевает игру на музыкальных инструментах, то тогда мы не можем повиноваться Божьей заповеди, если каждый на собрании не играет на музыкальном инструменте. Кто теперь захочет сказать, что игра на музыкальных инструментах входит в значение греческого слова "psallo"? Кто скажет, что каждый, кто пытается поклоняться Богу, не играя на инструменте, восстает против заповеди Божьей?
2. Определение слова "psallo". В книге М.С. Курфе "Инструментальная Музыка на Богослужении", издательское право на которую принадлежит Макквидди Принтинг Корп, Нэшвилл, Теннесси, стр. 16, приведен список значений слова "psallo", данный в семнадцатом издании греко-английского словаря: "(1) выдергивать волос, (2) натягивать тетиву, (3) натягивать плотнический шнур, (4) перебирать струны музыкального инструмента, чтобы получалась инструментальная музыка, (5) затрагивать струны человеческого сердца, то есть петь, прославлять человеческими восхвалениями".
Так как греческое слово "psallo" имело пять разных значений в разное время, в каком значении слово употреблялось в Новом Завете? Ясно, что в значении "петь", потому что мелодия пророждается человеческим сердцем: "Поя и воспевая в сердцах ваших Господу" (Еф. 5:19). Таким образом, значение этого слова в Новом Завете не выдергивать волос, не натягивать тетиву, не натягивать плотнический шнур, не перебирать струны музыкального инструмента, но затрагивать струны человеческого сердца, потому что именно с помощью него должна производиться мелодия.
ЗАЯВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЛИДЕРОВ
Разные религиозные лидеры единодушно писали и говорили о музыкальном вопросе. Мы представим мнения некоторых из них.
1. Джон Кальвин, отличающийся от остальных тем, что основал пресвитерианскую церковь: "Музыкальные инструменты при прославлении Бога не более уместны, чем сжигание благовоний, зажигание ламп и восстановление других призраков закона. Паписты по-глупому заимствовали это, как и многое другое, у Иудеев" ("Комментарии" Джона Кальвина, 32 псалом).
2. Адам Кларк, величайший комментатор всех времен среди методистов: "Музыку как науку я ценю и восхищаюсь ею, но к музыкальным инструментам в Божьем доме я питаю отвращение и ненавижу их. Это злоупотребление музыкой, и я протестую против всех подобных нарушений при поклонении Автору Христианства" ("Комментарии" Кларка, том IV, стр. 686).
3. Джон Весли, считающийся основателем методистской церкви, цитируется Адамом Кларком: "Я не возражаю против музыкальных инструментов в наших церквях при условии, что их не видно и не слышно" ("Комментарии" Кларка, т. IV, стр. 686).
4. Мартин Лютер, выдающийся реформатор, "назвал орган эмблемой Ваала ("Энциклопедия Макклинтока и Стронга, Музыка, т. VI, стр. 762).
5. Джон Нокс, шотландский реформатор, "назвал орган ящиком, из которого выходит свист" (Энциклопедия Макклинтока и Стронга, Музыка, т. VI, стр. 762).
6. Чарльз Х. Спаргеон, считающийся величайшим из когда-либо живших проповедников-баптистов, проповедовал каждую неделю в течение двадцати лет тысячам людей в Метрополитан Баптист Табернэкл в Лондоне, Англия, не используя музыкальные инструменты на богослужении (М.С. Курфис "Инструментальная Музыка на Богослужении", стр. 196).
7. Конибеар и Хоусон, известные ученые, принадлежащие к англиканской церкви, в комментариях к Посланию к Ефесянам 5:19 говорят: "Творите мелодию с помощью музыки ваших сердец, пусть ваши песни будут предназначены Господу, это не пьяные песни языческих праздников, а псалмы и гимны, и их аккомпанемент не музыка, играемая на лире, но мелодия сердца" ("Жизнь и Послания Святого Павла", т. II, стр. 408).
Вышеупомянутые религиозные лидеры, ни один из которых не был членом церкви Христа, были процитированы не для того, чтобы доказать, что использование инструментальной музыки на богослужениях неправильно, - то, что Христос не включил ее в богослужения, доказывает это - а чтобы показать, что она отвергается многими религиозными лидерами мира. Если бы никто не учил, что использование инструментальной музыки на богослужении неправильно, это не изменило бы учения Нового Завета, но очевидно, что другие занимают ту же позицию и мы ни в коем случае не одиноки в этом мнении. Историки, энциклопедисты и религиозные лидеры соглашаются с тем, что музыка Нового Завета - это та музыка, которая характерна для церкви Христа.
ПОПЫТКИ ОПРАВДАТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ НА БОГОСЛУЖЕНИИ
Несмотря на то, что вокальная музыка является библейской, многие возражают против нее и предпринимают попытки оправдать инструментальную музыку. Мы кратко рассмотрим некоторые из этих попыток:
1. Некоторые пытаются оправдать инструментальную музыку в Новозаветном богослужении, говоря, что она была частью богослужения в Ветхом Завете. Но если это разрешает игру на музыкальных инструментах на богослужении, то оно также санкционирует жертвоприношение животных и сжигание благовоний на богослужении. Если сегодня люди вводят инструментальную музыку в богослужение на том основании, что она упоминается в Ветхом Завете, последовательность требует, чтобы они также приносили в жертву животных и сжигали благовония. Если человек сегодня исключает из богослужения жертвоприношения животных и сжигание благовоний на том основании, что Иисус не включил это в Новый Завет, он также должен исключить и игру на инструментах, так как сегодня мы живем по Новому Завету, а не по Ветхому (см. главу X).
2. Также говорят, что правильно использовать инструментальную музыку на богослужении, потому что в Библии упомянуты арфы на небесах. Введение в богослужение земной церкви того, что находится на небесах, приводит людей к таким трудностям, о которых они даже не подозревали. Например, в стихе, в котором упоминаются арфы, также упоминаются и "золотые чаши, полные фимиама" (Откр. 5:8). Разве правильно использовать фимиам на богослужении только потому, что упоминается, что он есть на небесах? Нет! Но на использование фимиама на богослужении у нас столько же прав, сколько и на использование арф или других музыкальных инструментов. Я, конечно, одобряю использование фимиама в прямом или переносном смысле на небесах. И я не буду возражать против арф (в прямом или переносном смысле) в небесном городе. И если бы Бог заповедовал использовать фимиам, арфы или и то и другое в церкви, с моей стороны не было бы никаких возражений, но Он этого не сделал.
3. Еще одна группа не говорит, что инструментальная музыка на богослужении разрешена, но настаивает на том, что она целесообразна; это что-то, что у нас может быть, а может и не быть. Если им все равно, то почему они не исключат ее из богослужения, если другие сознательно возражают против использования инструментальной музыки? Зачем настаивать на целесообразности разделения религиозных людей? Те, кому этот вопрос безразличен, безразличны не к самому предмету спора, а к принципу строго следования божественному образцу, ничего не добавляя и ничего не отнимая от него.
4. Некоторые заявляют, что использование инструментов оправдано, потому что они помогают в пении. Помогает ли инструмент в пении или нет, зависит от цели, с которой мы поем. Если мы поем, чтобы развлечь аудиторию, устроить представление, обращаясь к тем, кто не хочет поклоняться в духе и истине, то тогда инструменты, возможно, помогут. Однако, это не является целью нашего пения. Одна цель - это учить и вразумлять друг друга (Кол. 3:16). Помогает ли нам игра на музыкальных инструментах учить и вразумлять? Нет! Она часто заглушает слова и мешает нам учиться и вразумляться. Следовательно, она, скорее, мешает достижению одной из целей, с которыми мы поем, чем помогает.
5. Делается попытка оправдать использование инструментальной музыки на основании того, что мы иногда используем камертон. Этот аргумент настолько слаб, что, наверняка, высказавший это предположение находился в очень трудной ситуации и больше не мог привести никаких доказательств, потому что музыкальные инструменты и камертоны это не одно и то же; даже если бы это было одно и то же, использование камертона не доказывало бы, что Бог принимает их только потому, что мы их используем. Следующая цитата поможет понять это: "То, что необходимо для выполнения заповеди, входит в заповедь, настройка входит в заповедь петь ..., когда используется камертон, при пении не происходит ничего такого, чего нет без использования этого приспособления... Но когда наряду с пением используется музыкальный инструмент, происходит кое-что, чего нет без инструмента..., а именно: одновременно с музыкой, производимой человеческим голосом, существует другой вид музыки. Это означает восхваление Бога с помощью двух видов музыки, тогда как сам Бог выбрал и предписал только один" (цитата из работы М.С. Курфиса "Идя Верой" в брошюре "Обозрение Трактата Джона Б. Коудена об Инструментальной Музыке в Церкви", стр. 28).
6. Иногда мы слышим: "Вы слушаете инструментальную музыку дома. Если можно слушать ее дома, то это можно делать и на богослужении". О, нет. Дома у нас есть много чего, что мы не используем на богослужении. Дома мы чистим горшки и кастрюли, но мы не делаем этого, когда собираемся для поклонения. Дома мы едим жареного цыпленка с подливкой, но у стола Господа мы едим только хлеб и пьем только виноградный сок. Господь заповедовал использовать только хлеб и виноградный сок и исключил принятие любой другой пищи во время вечери Господней, точно так же Господь заповедовал нам петь, создавать вокальную музыку, и это исключает любую другую музыку.
7. Говорят: "Библия не говорит не использовать ее". Доказывает ли это, что Бог принимает инструментальную музыку? Если это так, то это доказывает, что приемлемо и сжигание фимиама, потому что никто не сможет прочитать: "Не сжигайте фимиам на богослужении". Это также докажет, что приемлемо есть бифштекс и печенье на вечере Господней, потому что ни один человек не найдет заповедь: "Не ешьте мясо и печенье на вечере Господней". Такой вводящий в заблуждение принцип в религии основан на идее о том, что надо руководствоваться тем, что Библия не говорит, а не тем, что она действительно говорит. Чтобы угодить Богу, мы должны руководствоваться тем, что Он сказал, потому что Он предостерег нас против мудрствования сверх того, что написано (1-е Кор. 4:6). Давайте обратим внимание на это предостережение.