Большой Библейский Словарь
Под редакцией Уилфорда Элуэлла, Филипа Камфорта
Санкт Петербург 2005г.
ВИНО (wine)
Напиток из перебродившего виноградного сока.
Происхождение. Ной был одним из первых виноделов (Быт. 9:20-21), вероятно, он занимался этим делом на склонах горы Арарат. Но вино делали не только в этом районе, так как в Египте, а позже и в Греции любили вино. Фактически, виноделие существовало в Месопотамии в доисторические времена и было перенесено в Египет около 3000 г. до P. X.
Словом «вино» может обозначаться также виноградная лоза, виноградник и черный виноград. Лоза, из плодов которой получают вино, на Ближнем Востоке часто символизировала «древо жизни». И в Египте, и в Месопотамии были богини-покровительницы лозы. «Хозяйка небесного древа жизни» богиня Сирис жила в горах Северо-Западной Ассирии. В 1 Ен. 32:4 лоза названа древом познания. Иудейское предание гласит,что Ной спас лозу от потопа.
Производство вина. Сохранилось несколько древних документов, в которых говорится об искусстве виноделия. По-видимому, единственным источником знаний для древних виноградарей были опыты немногочисленных древних ботаников.Одаренный ученик Аристотеля Теофраст из Эреса написал книгу «Исследования о растениях», в которой практические наблюдения сочетаются с теорией. Позже последовал другой его труд, «О жизни растений», где приводятся подробные наблюдения о виноделии. Его идеи по поводу времени посадки лозы, ее прореживания, прививки и ухода за виноградником свидетельствуют о том, что греки были специалистами в этой области. Они довели виноделие до уровня науки,которая мало изменилась за последующие 2200 лет.
Греческие виноградари очень тщательно заботились о своих виноградниках. Лоза у них росла близко к земле, а не возвышалась на подпорках. Ввиду этого наличие мышей и лис было особенно нежелательно, а сорняки аккуратно выпалывались. В целом методы греков были очень эффективными.
Вначале сентября они собирали урожай винограда на равнинах, в конце месяца — в горах. С песнями и плясками работники несли виноградные грозди под пресс,представлявший собой невысокие каменные чаши с наклоном в одну сторону. После этого давили виноград. Муст (сусло — отпрессованный виноградный сок) первой выжимки ценился выше всего, потому что из него делали лучшее вино.Оставшийся сок извлекали посредством отжима уже отпрессованного винограда в тканевых мешках. Вино третьего сорта делалось посредством смешивания с водой или даже варки остатков винограда и отжима этой смеси. Такое вино пили только бедняки.
Позже греки изобрели пресс, в котором бревно с ручкой для вращения с одной стороны и отвесом из тяжелых камней — с другой давило на виноград. В древности на Ближнем Востоке были разные методы извлечения сока, но всегда любимым было давление ногами (как и в Греции).
В Греции брожение вина обычно занимало шесть месяцев и проходило под постоянным наблюдением. На Ближнем Востоке в древности брожение обычно продолжалось три или четыре дня, с оптимальной температурой около 77°. Древние знали, что при дальнейшем брожении вино может превратиться в уксус.
После брожения вино разливали в мехи или кувшины для транспортировки или продажи. На ручках и пробках делали оттиски с названием сорта вина, его происхождения иизготовителя. Вино процеживали через дырчатые металлические листы или ткань,чтобы удалить нежелательные примеси, такие как песок или насекомые.
Сорта вина.Древние поэты описывают много разных сортов вина, причем Атеней упоминает 85 разновидностей, Гален упоминает 60, Плиний — 150, Страбон — 30. Вина различались по цвету (черное, красное, белое или желтое) и по вкусу (сухое,терпкое, легкое или сладкое). В Библии тоже упоминаются разные виды вина,например, Ливанское или Хелбонское. Хеврон и Самария славились своими винами. В еврейском языке было по меньшей мере девять слов для обозначения вина, а в греческом — четыре, которые встречаются и в НЗ.
Каким было вино. Немногие сомневаются в том, что по крайней мере некоторые виды вина ВЗ были перебродившими. Но есть исследователи, которые утверждают: некоторые виды вина в Древнем мире не подвергались ферментации. Они сравнивают два еврейских слова, обозначающих вино, говоря, что молодое вино — это всего лишь виноградный сок (Пр. 3:10; Ос. 9:2; Иоиль 2:24; Мих. 6:15). Несостоятельность таких аргументов видна из следующего: (1) это еврейское слово встречается прежде всего в нейтральном контексте; (2) часто это конкретное слово явно обозначает ферментированный напиток (например, Быт. 27:28; Ос. 4:11; Мих. 6:15); (3)параллельный угаритский термин явно обозначает перебродившее вино; (4) в Септуагинте этот термин переводится словом, обозначающим перебродившее вино;(5) брожение на Ближнем Востоке, в отличие от Греции, занимало всего три дня;и (6) в Мишне нет свидетельств о существовании безалкогольного вина. Вероятно,попыток хранить неперебродивший сок не делали; это была почти невозможная задача. При тщательном изучении всех еврейских слов (а также соответствующих слов в родственных семитских языках) и греческих обозначений вина становится понятно, что древние практически ничего не знали о неперебродившем вине.
Существует множество свидетельств, что вино, хоть и перебродившее, в классическом и эллинистическом мире обычно разбавлялось водой. Вино хранили в больших кувшинах, называемых амфорами, а оттуда его разливали в большие чаши для смешивания, называемые кратерами. В кратере вино всегда разбавлялось водой. Потом его наливали в кубки или чаши для питья.
Концентрация вина могла быть разной. В максимально разбавленном виде смесь представляла собой соотношение 20 к 1, но вино при этом было, вероятно, очень крепким(Гомер, «Одиссея» 10.208).
В Западном Средиземноморье словом «вино» обычно назывался разбавленный водой напиток. Если кто-то хотел выпить неразбавленного вина, ему следовало сказать об этом особо. Греки считали, что пить неразбавленное вино — варварский обычай. Но, по-видимому, в ветхозаветный период вино не разбавляли. Упоминания о разбавленном вине показывают, что тогда к подобной практике относились неодобрительно. Разбавленное водой вино — символ духовного прелюбодеяния (Ис.1:22). В римские времена отношение к разбавлению водой изменилось. Мишна допускает разбавление вина водой в соотношении один к двум; в более поздних талмудических источниках говорится о соотношении один к трем. Неразбавленное вино могло содержать до 15 процентов спирта. Разбавленное в соотношении три к одному, оно содержало 5 процентов алкоголя, так что все равно опьяняло.
Вино не только разбавляли водой, но и добавляли разные наполнители, получая нечто вроде современных коктейлей. Пример этого мы встречаем в «Гимне к Де- метре» уГомера, где богиня не хочет пить чистое вино и желает, чтобы его смешали с фруктами, водой и мягкой мятой. Часто к слабому вину примешивали крепкое для получения более крепкого напитка. Вот что подразумевается в Библии под«смешением» (Пс. 74:9; Ис. 5:22; Отк. 18:6; 19:13-15). Иногда свежее вино, в котором было много сахара, выпаривалось, и оставшийся концентрат добавляли в вино для достижения более высокого градуса.
О добавлении вина в воду с целью ее обеззараживания упоминаний нет, хотя весьма популярно мнение, что воду из источников очищали вином. В Древнем мире экологические проблемы, свойственные современности, не были актуальны (тем не менее они, конечно же, время от времени возникали). Однако весьма актуальной считалась забота о колодцах, источниках и реках с проточной водой, а также были разработаны методы очищения нечистой воды.
Вино в Ветхом Завете. Как мы уже упоминали выше, в ВЗ вино не разбавляли водой и его употребление в умеренных количествах считалось полезным. В Суд.9:13 говорится, что вино «веселит богов и человеков». В Пс. 103:15 сказано,что оно «веселит сердце человека» (см. также Есф. 1:10; Ек. 10:19; Ис. 55:1-2;Зах. 10:7). Умеренное потребление вина было нормой жизни (Быт. 14:18; Суд.19:19; 1 Цар. 16:20). Вино запрещалось пить левитам и священникам в храме(Лев. 10:8-9), назореям (Чис. 6:3) и рехавитам (Иер. 35:1-6).
Вино в ветхозаветном мире применялось для многих целей. «Возлиянием» в храме было вино (Исх. 29:40; Лев. 23:13), и верующие регулярно приносили вино, когда совершали жертвоприношения (1 Цар. 1:24). Запас вина хранился в храме для приношений (1 Пар. 9:29). Иногда вино использовали для помощи больным и слабым(2 Цар. 16:2; Пр. 31:6).
Крепкие напитки в ВЗ, по-видимому, всегда связаны с месопотамским финиковым вином. Оно было очень сладким и, вероятно, крепким. Одно из еврейских слов регулярно обозначает крепкий напиток (Лев. 10:9; Вт. 29:6; 1 Цар. 1:15; Пр. 20:1; 31:6;Ис. 29:9). Эквивалент этого слова на угаритском, переводящийся как «пьяный»,существовал параллельно с общепринятым обозначением вина.
В ВЗ выражено негативное отношение к неумеренному потреблению спиртного. Исайя осуждает тех, кто слишком много пьет (Ис. 28:1-8). В Писании много предостережений против неумеренного употребления вина (Пр. 20:1; 21:17; 23:20-21; 23:31-34).
Вино в Новом Завете. Вином в НЗ называется перебродивший напиток, разбавленный каким-то количеством воды. Его также смешивали с желчью (Мф.27:34) и мирром (Мк. 15:23). Очевидно, вино, которое пили на вечере Господней,было разбавленным, вероятно, в пропорции три к одному, как рекомендует Мишна. Выражение «плод сей виноградный» (Мф. 26:27-29) некоторые исследователи относят к свежему виноградному соку. Но свежий виноградный сок было практически невозможно достать.
В НЗ,как и в ВЗ, осуждается неумеренное употребление вина. Библия велит не опьяняться вином (Еф. 5:18; 1 Пет. 4:3). Пастырям церкви следовало быть умеренными в потреблении вина (1 Тим. 3:3,8; Тит. 1:7); в греческом тексте сказано, что они не должны «страдать зависимостью от вина».
См.тж.: лоза748; мех для вина806; точило^.
МЕХ ДЛЯ ВИНА (wineskins)
Емкость из шкуры животных для хранения вина. Этот термин знаменит благодаря словам Иисуса о том, что молодое вино не следует помещать в старый мех, потому что в процессе брожения оно разорвет старый мех и выльется наружу. Новое вино следовало наливать в новые мехи, чтобы сохранить и то, и другое. Этот образ показывает, что новое учение Иисуса и новый духовный образ жизни нельзя вместить в рамки иудаизма. Требуется новая емкость — то есть церковь.
Песах — еврейская Пасха
Информация взята с сайта Иудаизм и Евреи
http://toldot.ru/tags/pesach/Песах 2011:праздник начинается с заходом солнца 18 апреля
Выбран отрывок о вине, касательно постов о том, что Иисус во время Пасхальной трапезы не мог использовать алкогольное вино т.к. это квасной продукт.
До захода солнца
Следующие предметы необходимо подготовить для Седера еще до исхода 14-го Нисана: вино для всех четырех бокалов, мацу, пасхальное блюдо и все то, что должно быть на нем разложено (зроа, яйцо, марор, харосет,карпас и хазерет), соленую воду, свечи, готовые к зажиганию, бокал для каждого,кто участвует в Седере, включая маленьких детей, и большой бокал для пророка Элиягу.
Вино. Заповедь обязывает нас выпить четыре бокала вина, которое должно быть самым лучшим, которое только можно достать. Однако оно не должно быть настолько крепким, чтобы усыпить пьющего прежде, чем закончится Седер. Следует предпочесть красное вино белому, — если только белое вино не является явно и намного лучшим.