Мир вам и дому вашему
Поиск по форуму:

Христианство на практике

Автор
Тема:
SAAR
Зарегистрирован: 01.02.2011 Откуда: Украина Сообщения: 6
04.02.2011 0:31

Большой Библейский Словарь

Под редакцией Уилфорда Элуэлла, Филипа Камфорта

Санкт Петербург 2005г.

 

ВИНО (wine)

Напиток из перебродившего виноградного сока.

Происхождение. Ной был одним из первых виноде­лов (Быт. 9:20-21), вероятно, он занимался этим делом на склонах горы Арарат. Но вино делали не только в этом районе, так как в Египте, а позже и в Греции любили вино. Фактически, виноделие существовало в Месопотамии в доисторические времена и было перене­сено в Египет около 3000 г. до P. X.

Словом «вино» может обозначаться также виноград­ная лоза, виноградник и черный виноград. Лоза, из пло­дов которой получают вино, на Ближнем Востоке часто символизировала «древо жизни». И в Египте, и в Месо­потамии были богини-покровительницы лозы. «Хозяйка небесного древа жизни» богиня Сирис жила в горах Северо-Западной Ассирии. В 1 Ен. 32:4 лоза названа древом познания. Иудейское предание гласит,что Ной спас лозу от потопа.

Производство вина. Сохранилось несколько древ­них документов, в которых говорится об искусстве ви­ноделия. По-видимому, единственным источником зна­ний для древних виноградарей были опыты немногочис­ленных древних ботаников.Одаренный ученик Аристо­теля Теофраст из Эреса написал книгу «Исследования о растениях», в которой практические наблюдения соче­таются с теорией. Позже последовал другой его труд, «О жизни растений», где приводятся подробные наблюде­ния о виноделии. Его идеи по поводу времени посадки лозы, ее прореживания, прививки и ухода за вино­градником свидетельствуют о том, что греки были специалистами в этой области. Они довели виноделие до уровня науки,которая мало изменилась за после­дующие 2200 лет.

Греческие виноградари очень тщательно заботились о своих виноградниках. Лоза у них росла близко к земле, а не возвышалась на подпорках. Ввиду этого наличие мышей и лис было особенно нежелательно, а сорняки аккуратно выпалывались. В целом методы греков были очень эффективными.

Вначале сентября они собирали урожай винограда на равнинах, в конце месяца — в горах. С песнями и плясками работники несли виноградные грозди под пресс,представлявший собой невысокие каменные ча­ши с наклоном в одну сторону. После этого давили виноград. Муст (сусло — отпрессованный виноград­ный сок) первой выжимки ценился выше всего, потому что из него делали лучшее вино.Оставшийся сок извле­кали посредством отжима уже отпрессованного вино­града в тканевых мешках. Вино третьего сорта делалось посредством смешивания с водой или даже варки остат­ков винограда и отжима этой смеси. Такое вино пили только бедняки.

Позже греки изобрели пресс, в котором бревно с ручкой для вращения с одной стороны и отвесом из тяжелых камней — с другой давило на виноград. В древ­ности на Ближнем Востоке были разные методы извле­чения сока, но всегда любимым было давление ногами (как и в Греции).

В Греции брожение вина обычно занимало шесть ме­сяцев и проходило под постоянным наблюдением. На Ближнем Востоке в древности брожение обычно про­должалось три или четыре дня, с оптимальной темпера­турой около 77°. Древние знали, что при дальнейшем брожении вино может превратиться в уксус.

После брожения вино разливали в мехи или кувшины для транспортировки или продажи. На ручках и пробках делали оттиски с названием сорта вина, его происхож­дения иизготовителя. Вино процеживали через дырча­тые металлические листы или ткань,чтобы удалить не­желательные примеси, такие как песок или насекомые.

Сорта вина.Древние поэты описывают много раз­ных сортов вина, причем Атеней упоминает 85 разно­видностей, Гален упоминает 60, Плиний — 150, Страбон — 30. Вина различались по цвету (черное, красное, белое или желтое) и по вкусу (сухое,терпкое, легкое или сладкое). В Библии тоже упоминаются разные виды вина,например, Ливанское или Хелбонское. Хеврон и Самария славились своими винами. В еврейском языке было по меньшей мере девять слов для обозна­чения вина, а в греческом — четыре, которые встре­чаются и в НЗ.

Каким было вино. Немногие сомневаются в том, что по крайней мере некоторые виды вина ВЗ были перебродившими. Но есть исследователи, которые ут­верждают: некоторые виды вина в Древнем мире не подвергались ферментации. Они сравнивают два еврей­ских слова, обозначающих вино, говоря, что молодое вино — это всего лишь виноградный сок (Пр. 3:10; Ос. 9:2; Иоиль 2:24; Мих. 6:15). Несостоятельность таких аргументов видна из следующего: (1) это еврейское сло­во встречается прежде всего в нейтральном контексте; (2) часто это конкретное слово явно обозначает фермен­тированный напиток (например, Быт. 27:28; Ос. 4:11; Мих. 6:15); (3)параллельный угаритский термин явно обозначает перебродившее вино; (4) в Септуагинте этот термин переводится словом, обозначающим перебро­дившее вино;(5) брожение на Ближнем Востоке, в от­личие от Греции, занимало всего три дня;и (6) в Мишне нет свидетельств о существовании безалкогольного ви­на. Вероятно,попыток хранить неперебродивший сок не делали; это была почти невозможная задача. При тщательном изучении всех еврейских слов (а также соответствующих слов в родственных семитских язы­ках) и греческих обозначений вина становится понят­но, что древние практически ничего не знали о неперебродившем вине.

Существует множество свидетельств, что вино, хоть и перебродившее, в классическом и эллинистическом мире обычно разбавлялось водой. Вино хранили в боль­ших кувшинах, называемых амфорами, а оттуда его разливали в большие чаши для смешивания, называе­мые кратерами. В кратере вино всегда разбавлялось водой. Потом его наливали в кубки или чаши для питья.

Концентрация вина могла быть разной. В максималь­но разбавленном виде смесь представляла собой соотно­шение 20 к 1, но вино при этом было, вероятно, очень крепким(Гомер, «Одиссея» 10.208).

В Западном Средиземноморье словом «вино» обычно назывался разбавленный водой напиток. Если кто-то хотел выпить неразбавленного вина, ему следовало ска­зать об этом особо. Греки считали, что пить неразбав­ленное вино — варварский обычай. Но, по-видимому, в ветхозаветный период вино не разбавляли. Упоминания о разбавленном вине показывают, что тогда к подобной практике относились неодобрительно. Разбавленное во­дой вино — символ духовного прелюбодеяния (Ис.1:22). В римские времена отношение к разбавлению водой изменилось. Мишна допускает разбавление вина водой в соотношении один к двум; в более поздних талмудических источниках говорится о соотношении один к трем. Неразбавленное вино могло содержать до 15 процентов спирта. Разбавленное в соотношении три к одному, оно содержало 5 процентов алкоголя, так что все равно опьяняло.

Вино не только разбавляли водой, но и добавляли разные наполнители, получая нечто вроде современных коктейлей. Пример этого мы встречаем в «Гимне к Де- метре» уГомера, где богиня не хочет пить чистое вино и желает, чтобы его смешали с фруктами, водой и мяг­кой мятой. Часто к слабому вину примешивали крепкое для получения более крепкого напитка. Вот что подра­зумевается в Библии под«смешением» (Пс. 74:9; Ис. 5:22; Отк. 18:6; 19:13-15). Иногда свежее вино, в кото­ром было много сахара, выпаривалось, и оставшийся концентрат добавляли в вино для достижения более высокого градуса.

О добавлении вина в воду с целью ее обеззаражива­ния упоминаний нет, хотя весьма популярно мнение, что воду из источников очищали вином. В Древнем мире экологические проблемы, свойственные современно­сти, не были актуальны (тем не менее они, конечно же, время от времени возникали). Однако весьма актуаль­ной считалась забота о колодцах, источниках и реках с проточной водой, а также были разработаны методы очищения нечистой воды.

Вино в Ветхом Завете. Как мы уже упоминали выше, в ВЗ вино не разбавляли водой и его употребле­ние в умеренных количествах считалось полезным. В Суд.9:13 говорится, что вино «веселит богов и человеков». В Пс. 103:15 сказано,что оно «веселит сердце человека» (см. также Есф. 1:10; Ек. 10:19; Ис. 55:1-2;Зах. 10:7). Умеренное потребление вина было нормой жизни (Быт. 14:18; Суд.19:19; 1 Цар. 16:20). Вино запрещалось пить левитам и священникам в храме(Лев. 10:8-9), назореям (Чис. 6:3) и рехавитам (Иер. 35:1-6).

Вино в ветхозаветном мире применялось для многих целей. «Возлиянием» в храме было вино (Исх. 29:40; Лев. 23:13), и верующие регулярно приносили вино, когда совершали жертвоприношения (1 Цар. 1:24). За­пас вина хранился в храме для приношений (1 Пар. 9:29). Иногда вино использовали для помощи больным и слабым(2 Цар. 16:2; Пр. 31:6).

Крепкие напитки в ВЗ, по-видимому, всегда связаны с месопотамским финиковым вином. Оно было очень сладким и, вероятно, крепким. Одно из еврейских слов регулярно обозначает крепкий напиток (Лев. 10:9; Вт. 29:6; 1 Цар. 1:15; Пр. 20:1; 31:6;Ис. 29:9). Эквивалент этого слова на угаритском, переводящийся как «пья­ный»,существовал параллельно с общепринятым обоз­начением вина.

В ВЗ выражено негативное отношение к неумеренно­му потреблению спиртного. Исайя осуждает тех, кто слишком много пьет (Ис. 28:1-8). В Писании много пре­достережений против неумеренного употребления вина (Пр. 20:1; 21:17; 23:20-21; 23:31-34).

Вино в Новом Завете. Вином в НЗ называется перебродивший напиток, разбавленный каким-то коли­чеством воды. Его также смешивали с желчью (Мф.27:34) и мирром (Мк. 15:23). Очевидно, вино, которое пили на вечере Господней,было разбавленным, вероят­но, в пропорции три к одному, как рекомендует Мишна. Выражение «плод сей виноградный» (Мф. 26:27-29) не­которые исследователи относят к свежему виноградно­му соку. Но свежий виноградный сок было практически невозможно достать.

В НЗ,как и в ВЗ, осуждается неумеренное употреб­ление вина. Библия велит не опьяняться вином (Еф. 5:18; 1 Пет. 4:3). Пастырям церкви следовало быть уме­ренными в потреблении вина (1 Тим. 3:3,8; Тит. 1:7); в греческом тексте сказано, что они не должны «страдать зависимостью от вина».

См.тж.: лоза748; мех для вина806; точило^.

 

МЕХ ДЛЯ ВИНА (wineskins)

Емкость из шкуры животных для хранения вина. Этот термин знаменит благодаря словам Иисуса о том, что молодое вино не следует помещать в старый мех, потому что в процессе брожения оно разорвет старый мех и выльется наружу. Новое вино следовало наливать в новые мехи, чтобы сохранить и то, и другое. Этот образ показывает, что новое учение Иисуса и новый духовный образ жизни нельзя вместить в рамки иудаизма. Требу­ется новая емкость — то есть церковь.

Песах — еврейская Пасха

Информация взята с сайта Иудаизм и Евреи http://toldot.ru/tags/pesach/

Песах 2011:праздник начинается с заходом солнца 18 апреля

Выбран отрывок о вине, касательно постов о том, что Иисус во время Пасхальной трапезы не мог использовать алкогольное вино т.к. это квасной продукт.

До захода солнца

Следующие предметы необходимо подготовить для Седера еще до исхода 14-го Нисана: вино для всех четырех бокалов, мацу, пасхальное блюдо и все то, что должно быть на нем разложено (зроа, яйцо, марор, харосет,карпас и хазерет), соленую воду, свечи, готовые к зажиганию, бокал для каждого,кто участвует в Седере, включая маленьких детей, и большой бокал для пророка Элиягу.

Вино. Заповедь обязывает нас выпить четыре бокала вина, которое должно быть самым лучшим, которое только можно достать. Однако оно не должно быть настолько крепким, чтобы усыпить пьющего прежде, чем закончится Седер. Следует предпочесть красное вино белому, — если только белое вино не является явно и намного лучшим.

Вернуться к дискуссии

(С) 2008-2024, Христианский Форум.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua