Понравился интересный анализ стиха "2 Кор. 6:14":
«Не
преклоняйтесь под чужое ярмо с [неверующими]…» (2 Кор. 6:14). К
сожалению, Синодальный перевод в данном случае плохо передает смысловые
оттенки оригинала. Точнее было бы перевести: «Не запрягайтесь в неравное
ярмо с неверующими».
Речь идет о двух людях, которые сопряжены
друг с другом, то есть о супругах. Как в русском языке слово «супруги»
происходит от глагола «сопрягать», то есть запрягать в одну упряжку, так
же и в классическом греческом ἡ σύζυγος (hē sudzugos), «супруга»,
происходит от глагола συζεύγνυμι (sudzeugnumi), «запрягать вместе»,
«сочетать» (особенно браком).
Апостол Павел использует необычную
форму этого слова – ἑτεροζυγοῦντες (heterodzugountes), – в которой
приставка hetero- («другой, иной») указывает на разнородность
запрягаемых животных. Если в одно ярмо запрячь, к примеру, корову и
осла, то такая упряжка работать не будет, потому что животные разного
размера, идут с разной скоростью, по-разному себя ведут и т. п. Таким
образом, heterodzugountes – это недееспособная, ненормальная упряжка, в
которую запряжены принципиально разные животные. Такой упряжкой Писание
называет близкую дружбу или брак верующего с неверующим. Как в обыденной
жизни крестьянин никогда не наденет одно ярмо на принципиально разных
животных, так и брак верующего с неверующим – это ситуация совершенно
ненормальная, нерабочая, нефункциональная. Почему? Это как раз
объясняется в следующих стихах.
В продолжении 14-го стиха он
говорит: «…ибо какое общение праведности с беззаконием?» Праведность не
находит радости в общении с беззаконием. Праведник не может «стоять на
пути грешных и сидеть в собрании развратителей» (ср. Пс. 1:1).
Далее
апостол говорит: «Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6:14в).
Действительно, мы знаем из Писания, что верующий пребывает во свете, а
неверующий – во тьме. Более того, пребывающие во тьме ненавидят свет
Христов, ибо если бы они любили свет, они бы пришли к свету. «…Всякий,
делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились
дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету»
(Иоан. 3:20-21).
Павел продолжает: «Какое согласие между Христом и
Велиаром?» (2 Кор. 6:15а). Верующий принадлежит Христу, а неверующий –
сатане. Христос и сатана – это цари двух враждующих государств. Между
царством Христа и царством сатаны идет непрерывная духовная война без
возможности перемирия. Может ли верноподданный Христа вступать в союз с
тем, кто всей своей жизнью и всеми своими поступками служит князю мира
сего? Могут ли Христос и сатана между собой договориться, заключить
контракт, идти в одном направлении?
«Или какое соучастие
верующего с неверующим?» (2 Кор. 6:15б). Слово «соучастие» в этом стихе
означает «часть» или совместную «долю». Как Авраам отказался принимать
долю от царя содомского (Быт. 14:22-23), так и верующий не захочет
вступать в долю с неверующим.
«Какая совместность храма Божия с
идолами?» (2 Кор. 6:16). Верующий является храмом Духа Святого (1 Кор.
6:19), а неверующий поклоняется идолам. Человеческие кумиры и
всевозможные лжебоги несовместимы с храмом Божьим. Апостол Павел
когда-то «возмутился духом», увидев город, полный идолов (Деян. 17:16).
Так как же верующий может не возмущаться от лицезрения жизни
неверующего?
Если некий человек, будучи уже членом церкви и уже
считая себя верующим, все-таки вступил в близкое общение с беззаконием,
нашел общее с тьмой, достиг согласия с Велиаром, вошел в совместную долю
с неверующим и не возмущается духом при виде идолов, то что это говорит
о его духовном состоянии? Скорее всего, в нем и не было праведности, в
его сердце не воссиял свет, он не преклонился перед Христом как Царем и
не стал храмом Святого Духа. Подобное льнет к подобному.
Конечно,
если ты уже женат на неверующей и обратился к Господу, тогда Писание
повелевает не оставлять жены своей, а молиться, чтобы она обратилась.
Или если ты думал, что женишься на верующей, а потом оказалось, что она
неверующая, то тоже нельзя разводиться. Если брак состоялся, то это
допустил Господь, а «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает»
(Матф. 19:6). Нужно молиться, чтобы Бог дал жене покаяния. Но если ты
еще только ищешь супругу, то неверующая или формально верующая девушка –
не вариант. Добродетельная в глазах Бога, возрожденная верующая,
стремящаяся Богу служить, – вот кого нужно искать. То же самое относится
и к верующей девушке, которая думает о вступлении в брак: неверующий
или формально верующий парень - это не вариант. Только возрожденный
христианин, любящий Бога и стремящийся Ему служить - только такой
человек будет для тебя подходящей парой. "Не запрягайтесь в неравное,
кривое, нефункциональное ярмо с неверующими!"
Алексей Прокопенко