Приветствую всех! Позволю себе высказать
здесь и свое скромное мнение по поводу
этой темы, ибо она крайне важна! Прежде
всего своими последствиями для тех,
кого она непосредственно касается, а
так же той ответственностью, которая
лежит на церкви за неправильные решения
по данному вопросу и за судьбы и жизни
своих членов, искалеченные в результате
таких решений. Скажу сразу - меня лично
эта тема не касается, ибо я живу в первом
законном браке уже 17 лет. И для моей
супруги этот брак тоже первый. (Да по
другому, наверное, и быть не могло, если
учесть, что мы поженились в 18 лет ). Так что все мои переживания в этом
вопросе не имеют "шкурного интереса",
но касаются других людей! Сказал
это, чтоб никто не заподозрил
меня в предубежденности по данной теме.
В церквях нашей местности некогда
этот вопрос стоял очень остро, ибо тогда
некоторые наиболее "влиятельные"
тут братья полагали, что повторный брак,
даже если развод произошел по причине
прелюбодеяния второй стороны, не возможен
для членов Церкви Христовой. Поэтому
тут проповедовалось тогда, что те из
христиан, кто находится в повторном
браке, даже по вышеозначенной причине,
должны расторгнуть этот брак и пребывать
остаток своей жизни безбрачными. Знаю
весьма печальные примеры, когда из-за
такой "политики" некоторые члены
церкви ушли из нее (да и в самом деле, разве справедливо, что муж, например, уходит к молоденькой, живет в свое удовольствие, а жена должна теперь всю жизнь мучиться, оставаясь одна из-за его греха?). Другие же, еще не
члены, но желавшие ими стать, это желание
резко потеряли... А если бы все же нашлись
те, кто решился бы на этот разрыв со своей второй половиной ради
членства в церкви, то разве не стали бы братья,
понудившие их к этому разрыву, виновными в том,
что стали инициаторами разрушения тех
браков, которые в глазах Бога были
правильными и законными? Так что, как
видим, эта тема весьма и весьма серьезная
и прийти к правильному ее пониманию
крайне важно!
Вопросы брака и разводов - пожалуй
одни из сложнейших во всей Церковной
практике! И они являются таковыми именно
потому, что люди наворотили таких
немыслимых комбинаций в этом (а иногда
и не они, но сама жизнь в этом виновата),
что порой голову сломаешь! И те вопросы,
которые прозвучали здесь по этой теме
ранее - тому подтверждение. Можно было
бы их даже продолжить: "а если жене
пришла похоронка с фронта, что ее муж
погиб, она вышла замуж повторно, уверовала
вместе с мужем, они родили детей, а ее
первый муж на самом деле был жив, но уже
вступил в другой брак на чужбине, потому
и не заявлял о себе?"; "а как быть с
уверовавшими из тех народов, где принято
иметь несколько жен, с какой из жен ему
оставаться после принятия Христа, если,
например, его самая первая жена умерла,
и что делать остальным его женам, если для каждой из них он - первый муж?", и т.д.
и т.п.
Я полагаю, чтобы нам не заблудиться
во всех этих "дебрях" жизненных
ситуаций, необходимо понять, что есть
главное в учении Библии по этому вопросу,
т.е. каковы основные предпосылки, от
чего нам необходимо отталкиваться и из
чего исходить. Т.е. понять принципы. А
все остальное рассматривать уже через
призму этих принципов. И тут я вижу
следующие пункты:
1. Быт.2:22-24: "И
создал Господь Бог из ребра, взятого у
человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей
моих и плоть от плоти моей; она будет
называться женою, ибо взята от мужа.
Потому оставит человек отца своего и
мать свою и прилепится к жене своей; и
будут одна плоть." Почти то же
самое у Марка: "В начале же создания,
Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему
оставит человек отца своего и мать и
прилепится к жене своей, и будут два
одною плотью; так что
они уже не двое, но одна плоть"
(Мар.10:6-8 ). Итак, здесь мы видим первоначальный
замысел Бога относительно брака, как
такового: двое становятся одной плотью!
Не трое, не четверо, а двое! Ни одним
больше и ни одним меньше (хотя, конечно,
тут можно было бы вспомнить и Иакова с
Рахилью и Лией, и Соломона с его 300-ами
женами, и прочих подобных персонажей
ВЗ, коих было предостаточно. Но сейчас мы говорим немного не об
этом. ).
2. Это единство одной плоти
может нарушить смерть одного из супругов:
"Замужняя женщина привязана законом
к живому мужу; а если умрет муж, она
освобождается от закона замужества.
Посему, если при живом муже выйдет за
другого, называется прелюбодейцею; если
же умрет муж, она свободна от закона, и
не будет прелюбодейцею, выйдя за другого
мужа" (Рим.7:2-3).
3. Так же, это единство
одной плоти может нарушить прелюбодеяние
одного из супругов: "Или не знаете,
что совокупляющийся с блудницею
становится одно тело с нею? ибо сказано:
два будут одна плоть" (1Кор.6:16; обратим
внимание, что Павел основывает этот
принцип не на чем-нибудь, а на том самом
фундаментальном утверждении из
Быт.2:22-24, с которого мы начали, на что и
указывают слова "ибо сказано").
Если мы знаем, что только двое могут
быть одной плотью, а здесь сказано, что
тот, кто согрешил с блудницею, стал одной
плотью с нею, то значит, что он больше
не является одной плотью со своей женою,
ибо тогда уже не два = одна плоть, а три!
Такой человек своим поступком сам отсек
себя от одной плоти со своею женой, став
одной плотью с блудницей. Поэтому Христос
и сказал, что "кто разведется с женою
своею не за прелюбодеяние и женится
на другой, тот прелюбодействует; и
женившийся на разведенной прелюбодействует"
(Матф.19:9). Из приведенной цитаты следует,
что прелюбодействует именно тот, кто
женится на другой, либо сам прежде
разведясь не по причине прелюбодеяния,
либо женящийся на той, которая, в свою
очередь, была разведена не по причине
прелюбодеяния. Почему? Да потому, что
такой развод "де-юре" на самом деле
в очах Божиих не становится разводом
"де-факто", ибо штамп в паспорте о
разводе и даже раздельные проживание
и ведение домашнего хозяйства не нарушают
единства одной плоти. Ее нарушает только
смерть одного из супругов, либо
прелюбодеяние одного из них, как было
сказано выше. Вторая мысль, которая
видна из Мф.19:9 та, что разведенный по
причине прелюбодеяния и вступающий в
повторный брак - не прелюбодействует.
Таковы, на мой взгляд, основные принципы,
из которых мы должны исходить, разбирая
все вопросы, связанные с браком/разводом.
Так сказать, "три кита" закона о
браке, данного нам Богом, на котором мы
должны основываться в своих рассуждениях.
Я, конечно, понимаю, что жизнь намного
сложнее и многограннее этих трех пунктов
(для меня самого есть немало белых пятен
в этой теме), но любую самую невероятную
ситуацию мы должны решать, исходя именно
из выше приведенных принципов, и тогда
будет меньше шансов уклониться в сторону
от Божьего (а не человеческого) понимания
слов "брак" и "развод", не так
ли?
Далее изложу, что лично я думаю по
этому поводу, ни кому ни чего не навязывая
и не претендуя на то, что мое мнение -
"истина в последней инстанции".
Исходя из всего сказанного выше,
получается следующая картина: если муж
бросает свою жену не по вине любодеяния
и женится на другой, то он, конечно, этим
согрешает дважды: а) грех развода, ибо
дает жене повод прелюбодействовать: "Я
говорю вам: кто разводится с женою своею,
кроме вины прелюбодеяния, тот подает
ей повод прелюбодействовать" (Мф.5:32);
б) грех блуда, ибо вступая в новый брак
при живой жене он прелюбодействует: "но
Я говорю вам: кто разведется с женою
своею не за прелюбодеяние и женится на
другой, тот прелюбодействует"
(Мф.19:9). А из слов Павла "или не знаете,
что совокупляющийся с блудницею
становится одно тело с нею? ибо сказано:
два будут одна плоть" (1Кор.6:16) следует,
что не смотря на то, что такое вступление
в повторный брак не угодно Богу и
греховно, все же это брак, ибо в нем так
же двое стали одной плотию, хоть и через
грех. Как я уже говорил выше, женившийся
повторно таким путем, отсек этим самым
себя от единства плоти с "женою юности
своей" (Прит.5:18), став одной плотью с
новой женой. Если таковые приходят ко
Христу, то грехи развода и блуда, через
который они прошли, вступая в этот брак,
им, конечно простятся. Но они уже - одна
плоть и посему "разбивать" такой
брак, чтобы примириться с бывшей(им)
супругой(ом), нельзя (тем более, если
"бывшие" уже сами являются одной
плотью с кем-то другим)! Слова Павла
"если же разведется, то должна
оставаться безбрачною, или примириться
с мужем своим" (1Кор.7:11) говорят только
о тех, кто развелся, но в повторный брак
еще не вступил, и, следовательно, единство
их одной плоти не нарушено, они по-прежнему
муж и жена в глазах если и не людей, то
Бога! Поэтому данный отрывок Писания
сюда не относится.
Тут надо учесть, что поскольку мужчина
и женщина становятся одной плотью через
соитие, а не через "штамп в паспорте"
(я ни в коем случае не хочу сказать, что
"штамп в паспорте" для нас сегодня
не важен и не имеет значения!), то грехом
является именно это соитие, а не
последующая их совместная жизнь, ибо
став одной плотью, пусть даже и через
грех, они имеют право на дальнейшие
отношения, как муж и жена. Посему
некорректно говорить про тех, кто живет
в таком повторном браке, что они живут
в блуде и им обязательно стоит прекратить
эти "греховные отношения". На самом
деле, их грех блуда, через который они
прошли, вступая в этот брак, позади, а
теперь, будучи одной плотью, они вполне
имеют право на супружеские отношения.
Хотя мое мнение, что такой брак, конечно,
Божиего благословения иметь не будет,
в отличие от первого, благословенного
брака!
Далее, если человек разводится с женою
своею не по вине прелюбодеяния, а потом,
спустя время, женится на другой, то его
жена, в таком случае, свободна для
повторного замужества, ибо ее бывший
муж, став одной плотью со своей новой
женой, теперь не является одной плотью
с "бывшей" в глазах Бога, а значит она свободна!
Подобные жизненные ситуации, на мой
взгляд, наиболее типичны в современном
мире, поэтому-то именно их я и привел
здесь в качестве иллюстраций.
Предвижу несогласие некоторых с моей
позицией и даже упреки в том, что такая
позиция будет являться попустительством
к безответственному отношению к браку
многих супругов в церквях Христовых.
Что некоторые могут воспринять такую
позицию как повод к разводам и повторным
бракам, мол, "ерунда, сейчас согрешу,
но потом покаюсь и буду дальше преспокойно
жить с любимой женщиной, а не с первой
нелюбимой женой". Что ж, на это отвечу,
что христианин, в отличие от неверующих,
будет совершать это вовсе не по неведению.
А написано, что "если мы, получив
познание истины, произвольно грешим,
то не остается более жертвы за грехи,
но некое страшное ожидание суда и ярость
огня, готового пожрать противников.
Если отвергшийся закона Моисеева, при
двух или трех свидетелях, без милосердия
наказывается смертью, то сколь тягчайшему,
думаете, наказанию повинен будет тот,
кто попирает Сына Божия и не почитает
за святыню Кровь завета, которою освящен,
и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем
Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я
воздам, говорит Господь. И еще: Господь
будет судить народ Свой. Страшно впасть
в руки Бога живого!" (Евр.10:26-31), и еще:
"потому что Бог наш есть огонь
поядающий" (Евр.12:29). Таковые пусть
помнят, что это - грех к смерти и они,
совершив его, непременно будут отлучены
от Церкви и пойдут в погибель. Это не
тот грех, который человек совершает
случайно. Ситуация с теми, кто в неверии
и неведении вступил незаконно во второй
брак, а потом пришел к Богу и получил
прощение грехов - совсем иная! Христиане
уже не в том положении, чтобы безбоязненно
поступать так же и надеяться на
снисхождение Божие (и Церкви).
Вот такова моя позиция по этой теме. Я просто изложил свое
видение этой темы по Писанию, а там
читающие пусть сами решают, здравое
оно, или нет.
С уважением, Просто христианин.