Немного википедии и других источников:
Апо́крифы (от
др.-греч. ἀπόκρῠφος — скрытый, сокровенный, тайный), — произведения
позднеиудейской и
раннехристианской литературы, не вошедшие в
библейский канон. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям
гностицизма,
стремившегося сохранить свое учение в тайне. Позднее термин «апокрифы»
был отнесен к раннехристианским текстам (различные евангелия, послания,
откровения), не признанным «богодухновенными» христианской церковью и не
вошедшим в
библейский канон.
Библейский канон — совокупность книг
Библии, признаваемых церковью боговдохновенными.
[1] Книги, входящие в библейский канон составляют в христианстве
Священное Писание и служат первоисточниками и нормами веры. Различают канон книг
Ветхого («Ветхозаветный К.») и
Нового («Новозаветный К.») Завета.
Апокрифические книги возникали ещё задолго до
христианства. Вскоре после возвращения
евреев из
Вавилонского плена ветхозаветный
священник Ездра
предпринял попытку собрать (и отделить от подложных апокрифов) все —
тогда ещё разрозненные и частично утраченные — священные книги. Со
своими помощниками Ездре удалось найти, исправить, перевести на
современный ему язык, дополнить и систематизировать 39 книг
Что касается 11-ти второканонических книг - это довольно спорный вопрос, так как даже среди ортодоксальных церквей существуют
прямо противоположные взгляды на второй канон. "Второканоническими"
эти книги называются только у католиков (потому что они были введены в канон лишь в 1546 году на Тридентском соборе, а православные их называют апокрифическими
или неканоническими. Хотя среди отцов и богословов православия отношение к этим
книгам тоже не однозначное. Большинство из них отказывают апокрифическим книгам
в богодухновенности, но есть и те, которые приравнивают апокрифические книги
к каноническим. Факт включения 11-ти апокрифических книг в Септуагинту еще не дает нам права включать их в
какой бы то ни было канон Ветхого Завета, потому что они не признавались таковыми
ни на одном из соборов христианской церкви первых четырех столетий, и даже
известный переводчик Библии на латынь Иероним противился их включению в текст
Вульгаты.
Помимо канонических книг известны также рукописи, которые хотя и
надписаны наподобие рукописей Священного писания, но с точки зрения
церкви в той или иной степени искажают вероучительные истины, по духу и
содержанию не соответствуя апостольской вере. Такие рукописи названы
апокрифами (от греч.
ἀπόκρυφος —
скрытый). Еврейские законоучители, начиная с IV в. до н. э., и Отцы
Церкви во II—IV вв. н. э. формировали канон книг Священного Писания,
отбирая книги в «Слово Божие» из немалого числа рукописей, сочинений,
памятников. Не вошедшее в отобранный канон осталось вне Библии и
составляет апокрифическую литературу, сопутствующую Ветхому и Новому
Заветам. Авторами этих рукописей часто являлись последователи
гностицизма.
В своё время деятели древнееврейского «Великого Собрания»
(административно-богословского учёного синклита IV—III вв. до н. э.) и
последующих еврейских религиозных авторитетов, а в христианстве — Отцы
Церкви — соавторы Библии, зачастую проклинали, запрещали как еретические
и расходящиеся с общепринятым текстом, и просто истребляли книги,
которые не соответствовали их критериям. Апокрифов сохранилось
относительно немного — чуть более 100 ветхозаветных и около 100
новозаветных.