К структурному размежеванию верующих привели разногласия по поводу спорных реформ, которые затеял в баптистских церквах местный духовный лидер Малхаз Сонгулашвили и его сторонники. После распада СССР в бывших советских республиках резко усилились тенденции к закреплению национальной государственности и культурной самобытности. Сонгулашвили, избранный с середины 90-х на пост председателя баптистского Союза, активно выступил с инициативой реформирования церквей. Коль большинство населения Грузии отождествляет себя с православием и родственными ему конфессиями, то, по мнению проповедника, и баптистские церкви должны стоять ближе к национальной культуре и религии...
Новшества подобного рода не могли не вызвать переполох в рядах баптистов-ортодоксалов. Ведь известно, что баптисты свои традиции, свободные от излишних обрядов и культовых предметов, формировали, исходя из слов Христа: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Да к тому же в генетической памяти баптистов сохранились воспоминания о преследованиях за отказ от иконопочитания и обрядоверия.
«Введение внешних атрибутов и ритуалов – это еще не так опасно. С этим еще можно было смириться, – сказал давний друг грузинских баптистов, бывший председатель Союза ЕХБ Белоруссии, Александр Фирисюк. – Наибольшее беспокойство, брожение и разлад были вызваны заметным снижением норм христианской этики. Слишком вольное отношение между полами в молодежной среде...»
Не обращая внимания на всевозможные толки, сторонники нововведений пошли дальше. Со временем баптистские общины облетела новость: Малхаз Сонгулашвили именуется теперь архиепископом и главой церкви ЕХБ Грузии, а его племянница, Русудан Гоциридзе, лингвист и теолог по образованию, возведена в сан епископа Евангельской христианской церкви Грузии (харизматическая община). Женский епископат, как известно, решительно не приемлют православные, католики и подавляющее большинство протестантов. Баптисты России и сопредельных стран также считают это нарушением учения Библии. Да и слова «епископ», «глава» для традиционных баптистов являются по сути чужеродными. |
ИсточникДа-а-а-а, видать, совсем плохи дела у грузинских баптистов из новосозданного баптистского Союза...
И этих баптистов Вы называете адекватными?
Ну раз это истовые баптисты, то и
Сергей Журавлев — истовый православный, и
Апостольская Реформированная Православная Церковь — истовое православие!..