Священные дни и времена I-III вв.
Пока
связь между христианами и иудеями не была разорвана, в Иерусалиме
иудео-христиане посещали Храм, а вне Иерусалима иудео-христиане и
языко-христиане по субботам ходили в синагоги. Но, наряду с этим,
христиане с самого начала имели свое особое богослужебное собрание,
которое, после разделения с иудеями, осталось единственным. Последние
собрания уже с апостольского времени происходили в первый день недели, в
воскресение, в воспоминание о воскресшем Христе.
Возможно, что с самого начала избрание этого дня не было продиктовано
сознательным желанием не совпадать с иудеями, а просто хотели, кроме
субботы, иметь день для собрания одних христиан. Но с течением времени,
когда раскрылась пропасть между христианами и иудеями, естественно,
начали противополагать воскресение субботе. Воскресение было
торжественно празднуемо, как день молитвы и священный покой, без
трепетного страха иудеев, без поста, без рабской работы /На воскресение,
κυριακη, указывают следующие места: Откр. 1.10; Деян. 20.7; 1 Кор.
16. 2; ср. Мф. 28:1; Ин. 20:26; Варнава — посл. гл. XV; Игнатий — посл. к
Магнез. г. IX; св. Иустин I, 67: τη του ηλιου λεγομενη εμερα. Tертул.
De orat. c. XXIII. De corona c. III. Аполог, с. XVI. Мелитон Сардийский
писал: περι κυριακης. Дионисий Кор. (Евс. Ц. И. IV, 23) упоминает την
κυριακην αγιαν ιμεραν/.
Воскресенье было в древней Церкви особым
литургийным днем. Благочестивые иудеи, кроме субботы, имели два дня
седмицы для поста, как молился Фарисей: «
Пощусь два крата в седмицу»
(Лк. 18:12). Христиане избрали тоже два дня в седмицу поста, но другие.
В Дидахэ (VIII гл). сказано: «Посты же ваши да не будут лицемерными,
ибо они постятся в понедельник и четверг; вы же поститесь в среду и
пятницу». «Пастырь» Ерма упоминает о посте, имевшем название «стояние»
(подоб. V). Предполагают и здесь среду и пяток, ибо у Тертуллиана (О
молитве XIV. О венце воина II. О постах X, LII. См. еще Климент Ал.
Strom. VI, 2-5; Ориген — на Лев. том. Х с. 2) «стоянием» назван пост
среды и пятка. Посты стояния не были длинными постами, их не продолжали
за 9-ый час, т. е. позже полуденного времени. С точки зрения культа
служение в эти дни отличалось от прочих. Воскресение по преимуществу
было днем общего служения (λειτουργια) /Слово «λειτοθργια» встречается
часто у LXX и в Нов. Зав. ср. Деян. 13:2; Флп. 2:17; Рим. 15:16; Евр.
8:6; 9:21; 10:11; Апост. Пост. II, 25; — Canones apostol. n.27; Завет
12-ти патриархов. Еще Климент Рим. связывает (с. XL, XLI, XLIV)
λειτοθργια και προσφορος/. Его совершали в ранние часы утра. Однако, это
собрание предварялось другим, бывшим до наступления дня, которое
проходило в чтениях, пениях, поучениях и молитвах. Это ночное собрание
(παννυχις, vigile), по письму Плиния, имело место еще в начале II-го
века. Кроме ночного собрания было дневное — λειτοθργια или missa
(messe). Помимо двух собраний в воскресение (полунощницы и обедни), были
повсюду собрания в среду и пятницу. Однако, собрания в эти дни не везде
сопровождались принесением Евхаристии. Среда и пяток, как дни
воспоминаний о страданиях Господа и Его смерти, как дни поста, в Риме и
Александрии были днями алитургичными (Ср.
Созомен Ц. Ист. VII, 19). Напротив, в Карфагенской Церкви (
Тертуллиан
De orat. XIV) и на Востоке и в эти дни совершалась литургия. На Западе,
и особенно в Риме, еще один день седмицы получил церковное значение —
именно, суббота, как день поста. Еще во времена Тертуллиана были Церкви,
где пост пятницы продолжался иногда до субботы. Это называлось
continuare jejunium (
Тертуллиан De jejun. с. XIV),
позднее встречается выражение superponere jejunium, которое есть только
посредственная латинская транскрипция υπερθεσθαι (retarder). Эти длинные
посты решительно вошли в обычай к концу III-го века. Они были предметом
особого рассуждения в письме Викторина, епископа Петавийского (De
fabrica mundi — Migne. Lat. patr. V, c. 304-306). Эльвирский Собор, в
самом начале IV-го века, постановил: «Продолжительными постами должны
быть прославляемы все месяцы, за исключением июля и августа, вследствие
их трудности» (с. XXIII) /«Jejunii superpositiones per singulos menses
placuit celebrari excerptis diebus duorum mensium — Julii et Augusti
propter quorundam infirmitatem»/. Но он отвергает укоренявшуюся практику
поста в субботу: «Следует исправить ошибку, что мы прославляем каждый
субботний день продолжительными постами» (XLVI) /«Errorem placuit
corrigi ut omni sabbati die superpositiones celebramus»/. Однако,
практика, привычка взяли свое: пост в субботу остался, хотя и менее
строгий, чем в пятницу, стал — полупост.