Проблем,
возникших при описании встречи Саула с волшебницей из Аэндора в 1 Царств 28
огромная куча! Для начала это спиритизм, волшебство, общение с мёртвыми – всё
то, что не одобряется в Писании. Фактически, существует большое количество
строгих предупреждений против любого вовлечения или практики этого сатанинского
искусства. Например, Второзаконие 18:9-12 включает эти практики в список девяти
мерзостей. Исход 22:18 запрещает ворожбу вплоть до смерти. Левитам 19:26, 31 и
20:6, 27 таким же образом строго предупреждают против консультаций с ворожеями, колдунами и вызывающими мёртвых. Те,
кто культивирует подобное искусство, должны быть преданы смерти – общество не
должно терпеть их, ибо то, что они делают, настолько гнусно и является
противоположностью откровений, которые приходят от Бога (см. Иеремия 27:9-10).
Но
есть также другие проблемы. На самом ли
деле волшебница из Аэндора имела сверхъестественную силу от сатаны, которая
могла вызвать Самуила из мёртвых? Или появление Самуила было не буквальное, а
просто продукт психологического восприятия? Возможно, это был бес или сам
сатана, который представился Самуилом. Или возможно всё здесь было ловушкой,
разыгранной ради Саула. Какая точка зрения правильная? И как эта точка зрения
сочетается с остальными библейскими откровениями?
Наиболее
распространённая точка зрения среди ортодоксальных комментаторов – то, что это было
подлинное появление Самуила, которого вызвал Сам Бог. Основная часть доказательства
исходит из толкования в 1 Паралипоменон 10:13-14: «Так умер Саул за свое
беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова
Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он и
умертвил его, и передал царство Давиду, сыну Иессееву». В Септуагинте
к этому тексту добавляется: «Саул спрашивал совета от того самого духа, который
вещал ей, а Самуил дал ему ответ». Более того, волшебница не обязательно должна
была иметь дело с вызыванием мёртвых, ибо когда она увидела Самуила, она
вскричала, дав понять Саулу, что произошло что-то новое и необычное. Той ночью ее,
так называемое искусство, пошло дальше её привычных ожиданий.
Потом,
тот факт, что Саул поклонился, свидетельствует, что это, по-видимому, был
настоящий Самуил. То, что, похоже, убедило Саула, было описание волшебницей
вида Самуила. Она сказала, что Самуил был одет в свою характерную «одежду» (mѓ>йЖl). Эта была
та самая одежда, за которую ухватился Саул и разодрал её, когда Самуил
провозгласил, что царство было отторгнуто от его руки (1 Царств 15:27-28).
То,
что сказал Самуил Саулу в 1 Царств 28:15, является ли доказательством, что
волшебница вызвала Самуила из мёртвых? Послание, данное этим престарелым мужем,
звучит так, как это действительно могло прийти от Самуила или от Бога. Поэтому
вполне возможно, что это было настоящее появление Самуила. В отношении того,
появился ли Самуил физически, в теле, мы
заключаем, что текст не предполагает, что это было так, как и христианская
теология смотрит на эту точку зрения. Но не может быть и малейшего сомнения,
что это было появления духа Самуила. Волшебница сама изначальна объявила, что увидела как бы «бога» (ѓloµhйЖm, 1 Царств
28:13), выходящего из земли. Наиболее подходящее толкование этого слова ѓloµhйЖm – это «дух» умершего человека.
Это предполагает настоящее появление умершего, но это не было результатом её
волшебства. Наоборот, это был последний Божий способ передать слово царю,
который упорствовал в своём пути.
Те,
кто настаивают на психологическом восприятии, встречают два возражения. Первое
– громкий крик страха женщины в 1 Царств 28:12. Она бы не вскричала, если бы
это был просто дух, выдающий себя за Самуила или психологический эффект. Второе
возражение в том, что текст рассказывает, что и женщина и Саул разговаривали с
Самуилом. Большую убедительность придаёт факт, что Самуил сказал то, что
сбылось!
Что
касается теории о бесовском представительстве, можно предложить некоторые
возражения. Текст представляет всё, как реально происходившее, а не как то,
чтобы кто-то выдавал себя за другого. Конечно же, сатана может появляться в
облике «ангела света» (2 Коринфянам 11:14), но нет причин предполагать, что это
было здесь.
Наше
заключение таково, что Бог позволил духу Самуила предстать перед Саулом, чтобы
ещё раз предупредить о его злых делах.
Одна
из причин, по которой верующих наставляют держаться подальше от спиритизма,
колдовства и вызывания мёртвых в том, что это берёт силу из преисподни / ада.
Использовала ли волшебница своё искусство под силой сатаны или же под рукой
Божьей, мы, по-видимому, никогда не узнаем в этой жизни. Конечно же, всё что
происходит, должно было быть позволено Богом. В конечном итоге вопрос сводится
к тому, было ли это прямой или позволяющей волей, которая вызвала Самуила. И в
дальнейшем, применяла ли волшебница силу сатаны или она полностью испугалась,
получив урок через силу Божью в этом случае? Трудно прийти к какому-то выбору
между этими двумя возможностями.
|