Assistance |
«Наш Отец на небесах, пусть святится твое имя». Какое имя, почему и как оно должно святиться?
«Пусть придет твое царство».О каком царстве идёт речь и что это Царство сделает?
«Пусть твоя воля будет и на земле, как на небе».Чья воля и в чём эта воля состоит?
«Дай нам сегодня хлеб».Что значит эта просьба?
«Прости нам наши долги». На самом ли деле мы что-то должны Богу? Нуждаемся ли мы в его прощении?
«Избавь от Злого». Что это значит (как понимать)? Кто такой Злой? |
Продолжение разбора Лук.11:1-4 :
«Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе…» В первой части данного стиха мы говорили о том, что верующий человек, осознав себя грешником и тщетно ища вокруг себя источник святости, разочаровывается во всем земном, так как встречает вокруг себя точно такую же греховность, какой обладает сам. И тогда он обращает свой взор к Источнику Святости – Богу, и эта святость обнаруживается грешником настолько совершенной, что он в благоговении поселяет ее в своем сердце силою Духа Святого. Эта святость преображает мир человека в Царствие Божие, то есть именно Бижии законы нравственности вытесняют из его сердца законы мира греховного. Далее, наслаждаясь тем, что в его сердце царит Бог, человек приобретает страх потерять, утратить рай в своем сердце своим неповиновением. И вот он уже просит Бога явить ему Его волю, дабы жизнь на земле, в духовном смысле, превратилась в путь на Небеса. Воля Бога как Абсолюта Истины рождает в человеке и укрепляет чувство стабильного покоя. Даже если нам сейчас кажется многое непонятным, странно, что в дальнейшем мы видим, как раскрывается для нас замысел Божий, как он расцветает в нашей жизни. Давайте отложим всякие сомнения и всякое нытье и будем с детской радостью соединяться с милосердной волей нашего Спасителя и Бога Духом Святым!
Но воля Божия «на земле, как на Небе» имеет и второй аспект. Когда осеняющий херувим согрешил, Бог осудил этого небожителя и, как мы читали в Лк.10:18 Христос говорит о нем: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». Бог не совместим со грехом, но, если на небе Он приводит Свой приговор врагам Своим немедленно, то на земле Он долготерпит совращенных сатаной людей. Но…такое долготерпение будет продолжаться не вечно, и будет воля Божия к грешникам и «на земле, как на Небе»: «И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса, и громы, и молнии, и землетрясения, и видел я (Иоанн), и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить» (От.8:5,13)
Вот так двояко будет проявлена воля Божья к живущим на земле: любящим Его будет явлена благодать в ее окончательном, совершенном виде, именуемом Царством Божиим; а грешникам – в виде суда и геенны огненной. Третьего не дано.
Ст.3 «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день». Под словом «хлеб» этот текст подразумевает несколько значений:
- Буквальный хлеб, который насыщает нас лучше других продуктов.
- Под хлебом здесь имеется в виду вообще все необходимое для жизни пропитание, необходимое благосостояние и т.д.
- В Писании хлеб означает и духовную пищу: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни, приходящий ко Мне не будет алкать…» (Ин. 6:35).
Мы с вами регулярно, с периодичностью в три месяца, принимаем причастие, в котором хлеб есть символ тела Господня, за нас ломимого. Я думаю, что Христос не случайно выбрал для прообраза Своего тела именно хлеб, так как он более всего удовлетворяет наш физический голод и, в то же время, доступен даже самому бедному человеку. Мы можем не иметь средств на откормленного барашка, но хлеб, даже если у нас совершенно нет средств, нам кто-нибудь подаст в качестве необходимого дневного пропитания. Так и в духовном смысле, даже если человек не имеет образования и даже если он вообще неграмотен, но хочет, алчет познания Господа, Дух Святой даст ему необходимое для его познания спасения вразумление, направит его сердце и насытит его Хлебом жизни – Христом. Ибо Христос – это та единственная духовная пища для верующего человека, которая восполнит все его нужды: и беспокойство совести, и сомнения во всех смыслах, и страхи, и отчаяние.
«Наш…» - это слово может показаться нам совершенно незначительным, но оно очень значительно в смысле справедливого распределения пищи и физической, и духовной.
Каждый из нас имеет свою меру хлеба для себя. Но, так как понятие о заработанном хлебе весьма растяжимо – один трудится много, а приобретает мало, другой трудится мало, а приобретает много, то в смысле духовного хлеба все встает на свое место. Кто постоянно трудится в познании Христа и через Него Бога, кто питается и жаждет иметь его все больше и больше, оот получает больше, ибо «ищущим Его воздает» (Евр.11:6).Поэтому понятие «наш», конечно, в большей степени указывает на справедливое распределение духовного хлеба. Хлеб наш, то есть хлеб верующих, то есть Церкви Божией, Который есть Христос, благодаря Которому мы существуем, в высшем смысле этого слова. Отсюда и возникает следующее понятие:
«насущный», то есть на существование, без недостатка и роскоши, как в Притче Соломоновой: «…нищеты и богатства не давай мне, питай меня хлебом насущным» (Пр. 30:8). Это понятие, в данном смысле, относится к материальным благам. Слово «подавай» очень четко показывает то, что те, кто просит у Бога этот хлеб, сами ничего не имеют. Они молят Отца своего Небесного о подаянии, как нищие просят его у богатых. Да, один Бог богат всем, необходимым для жизни человека: и для жизни материальной, и для жизни вечной, то есть духовной. «Блаженны нищие духом»,-сказал о таких просителях Христос, «ибо их есть Царство Небесное». Те, кто каждый день размышляют о Боге, кто соотносит свои размышления с откровениями Отца Небесного, каждый день получают от Него свою порцию духовного хлеба, который необходим духу нашему, как хлеб физический телу нашему для поддержания человека в форме, для того, чтоб он не ослаб и не погиб. Отсутствие ежедневного физического разумного пропитания приводит наш организм к болезням и немощам. Врачи сейчас категорически отрицают и голодание, и вегетарианство. Также и духовное разумное питание подкрепляет наше духовное здоровье. Без ежедневных размышлений о духовных возвышенных откровениях Бога наши духовные «мышцы» ослабляют, и легко падаем в суету, в мирскую философию, в мирские или материалистические теории. Поэтому Христос учит нас ежедневно просить Бога о хлебе насущном.
Ст. 4 «И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого».
Прося о ежедневном хлебе насущном, мы можем получать наибольшее удовольствие от осознания того, что они исходят от Бога. Но для принятия духовного хлеба мы должны осознавать себя грешниками, прощенными Богом. Поэтому и о прощении грехов Отцом нашим Небесным учит нас молиться Господь. Очень интересно этот текст разъясняет Златоуст: «отпущение (прощение) первоначально зависит от нас и в нашей власти состоит суд, произносимый о нас» («ибо, каким судом судите, таким и судимы будете» (Мф.7:2) Какой ты сам произносишь суд, такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь такое же благодеяние,- хотя это последнее гораздо, на самом деле, важнее первого. Ты прощаешь другого, потому что сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, Сам не имея нужды ни в чем; ты прощаешь собрату, а Бог прощает рабу; ты виновен в бесчисленных грехах, а Бог безгрешен. Нас часто раздражают чужие грехи, но мы бываем очень снисходительны к своим. Следовательно, когда мы обращаемся к Богу с просьбой о прощении наших грехов, Бог требует у нас прощения тех, кто согрешил против нас.
А что же такое прощение? Прощение – это освобождение человека от вытекающих из его вины обязательств. Поэтому Христос и употребил слово «должнику». Например, если ты оскорбил меня бранным словом, то ты должен попросить у меня прощения. Для многих людей это очень трудное дело, их гордыня не дает им то, что они обязаны сделать, то есть, имеют обязательство перед оскорбленным, долг. Если я осудила кого-то несправедливо (потому что справедливое осуждение – это обличение), то я должна, извинившись перед не виновным, восстановить справедливость и рассказать правду о нем и о своей неправде и т.д. В Евангелии от Матфея мы читаем очень четкую рекомендацию об отношениях обиженного и обидчика. Но это все относится к человеку верующему и его отношениях со своими братьями по вере. А как же мы должны относиться в подобной ситуации к язычникам, людям, которые живут мирскими принципами, усвоившими «око за око, зуб за зуб»? Мы не должны мстить им за причиненные обиды, но побеждать зло добром, будучи в добродетели рассудительными, дабы не развратить их. Если человек просит у меня то, что потакает его безнравственным поступкам, то я не должна выполнять его прихоть, даже если это сделает в его глазах меня его врагом. Соответственно обстоятельствам, эта проблема бывает очень часто сложно решаемой и вводит многих христиан в заблуждение или в смятение. Но здесь есть один эталон: Слово Божие, которое очень четко расставляет все на свои места. Будем руководствоваться словами Христа: «Так написано!» Аминь.
Предлагаю высказывать свое мнение.