Мир, брат!
Хорошая тема, кстати!
Admin |
Написано, что любая ложь (обман, неправда) сама по себе есть грех: 1-е Иоанна 5:17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Откровение 21:8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. |
1 Иоанна 5:17 отсюда можно убрать, поскольку имеется в виду неправедность.
Admin |
Но есть люди в Библии, кто обманывал и кого за это Господь благословлял: |
Да, благословлял, — но не за то, что они лгали. Мы посмотрим на эти случаи, но…
…сначала предлагаю подумать о художественной литературе: писатели несомненно пишут
неправду — ведь никогда не было Карлсона, который живёт на крыше или Винни-Пуха, а девочка Алиса никогда не была в Зазеркалье; не было Робинзона Крузо, Гулливера и лилипутов, барон Мюнхгаузен не летал на Луну на пушечном ядре и т. д. и т. п..
Это всё не есть правда, они сообщают людям нечто, не соответствующее действительности, но это не оценивается, как ложь. Это называется «художественный вымысел».
Дальше: дети. Они могут сказать, что у них под кроватью живёт розовый слон. Мы
догадываемся, что это
не совсем правда, но никому в голову не придёт изобличать ребёнка словами: «Одумайся! Сопоставь размеры слона и своей спальни! Даже новорождённый слонёнок, который обычно весит порядка … кг и имеет длину тела около … см, не смог бы поместиться у тебя под кроваткой! Кроме того, кожный покров слона имеет, как правило, серый цвет!..» и т. д. — это было бы просто нелепо. Итак, дети тоже прибегают к вымыслу, который не есть правда, но и не есть ложь как моральное зло.
Дальше: военная хитрость:
1) Судья Аод (Судей 3:15–24). Он сказал царю Еглону, что хочет сказать ему что-то на ухо, но на самом деле хотел убить его — и убил, избавив Израиля от угнетения;
2) Битва союзных войск Израиля, Иудеи и Едома с Моавом (4 Царств 3:14–24). Моавитян предал союзникам Господь: они стали жертвой ошибки, думая, что союзники перебили друг друга, и потерпели поражение сами;
3) Елисей и сирийское войско (4 Царств 6:14–20). Господь по просьбе Елисея поразил сирийцев «слепотой» — но они не ослепли совсем, они просто видели не то, что было на самом деле.
И Раав (кстати, есть версия, что она просто содержала таверну — слово, переведённое как «блудница», может быть переведено и как «хозяйка таверны») попадает в эту же категорию — она спасла израильских разведчиков от безбожных иерихонцев, пустив их по ложному следу. При этом в её поступке не было морального зла — того, что неугодно Богу, поскольку то, что она сказала, не служило
только её личному благу за счёт
незаслуженного бедствия других людей.
С повивальными бабками всё не так просто, поскольку из текста попросту не очевидно, что они лгали фараону — я предполагаю, что они говорили чистую правду, поскольку крепкое здоровье вполне могло быть благословением, которое дал Бог Своему народу.
Бог же (естественно!) делал добро повивальным бабкам — за то, что они не убивали детей после рождения (при чём, обрати внимание: проще было посылать с каждой бабкой египтянина, чтобы он просто разбивал новорождённого об стену, не так ли? — но фараон не хотел шумихи, и я делаю вывод, что повивальным бабкам поручалось убивать младенцев тайком, — так, чтобы смерть выглядела естественной).
Admin |
Из вышеприведенного следуют два вывода: - либо неправда есть грех, но не всегда (зависит от ситуации) - либо в некоторых случаях Господь благословляет достижение благих целей греховным способом |
Второе, ты прав, отпадает. Это настолько очевидно, что я даже не стану на этом останавливаться.
Верно первое — неправда («утверждение, не соответствующее действительности») не всегда есть грех. Аналогия с убийством — очень хорошая: в Моисеевом законе сказано буквально «Не будешь убивать, как хищник (ради добычи)» (в английском это отличие передаётся словами
kill — «лишать жизни вообще» и
murder — «лишать жизни хичнищески, противозаконно»), но есть масса заповедей убить преступника без жалости.
Можно сделать ещё один вывод, что грехом всегда есть неправдивое утверждение, которое имеет целью достижение личного или эгоистичного блага за счёт утраты блага невинными людьми.
…Таким образом, священник, который сказал нацистам, что не прячет евреев, спасая тем самым последних, — этими словами не согрешил, поскольку спасал жизнь людей от явной угрозы противоправного (хотя и вполне законного) страдания и уничтожения.