Мир вам и дому вашему
Поиск по форуму:

Библия, толкование и вера

Автор
Тема:
Citya
Зарегистрирован: 13.03.2014 Сообщения: 4887 Предупреждения: 1
13.12.2019 17:06
Керренгаппух
Троица - это одно Целое, Части от Отца, Которым даны Личности и РАЗЛИЧНЫЕ ФУНКЦИИ.



     ДОГМАТ О «СВЯТОЙ ТРОИЦЕ» — РЕЗУЛЬТАТ НАСИЛИЯ НАД СЛОВОМ БОЖИИМ
     И УКЛОНЕНИЯ В ФИЛОСОФИЮ НЕОПЛАТОНИЗМА.


     С одной стороны, для христиан, разделяющих догмат о «святой троице», высшим и конечным аргументом, оправдывающим истинность этого догмата, является Библия, но это только на словах. Священное Писание – СЛОВО БОГА ЖИВОГО ЯСНО И ЧЕТКО НИГДЕ НЕ ГОВОРИТ О СУЩНОСТИ «СВЯТОЙ ТРОИЦЫ». Более того, БИБЛИЯ НЕ ДАЕТ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЕРЫ В «СВЯТУЮ ТРОИЦУ», такого просто не написано.

        Христианство исторически начало формироваться в рамках иудаизма, в котором почитается только Один Бог – ЯХВЕ. В первых сочинениях христиан, вошедших и не вошедших в канон НОВОГО ЗАВЕТА, НИ О «БОГЕ СЫНЕ», НИ ТЕМ БОЛЕЕ О «СВЯТОЙ ТРОИЦЕ» И НЕ УПОМИНАЕТСЯ. Христиане до середины II-го столетия ещё не слышали и не имели никакого понятия о «святой троице». И если бы им в то время какой-то современный христианский проповедник начал говорить о «святой троице», они – первые, новозаветные, апостольские христиане – посчитали бы его неимоверным еретиком.
 ПРЕДПОСЫЛКИ ГРЯДУЩЕГО ДОГМАТА О «СВЯТОЙ ТРОИЦЕ» ВПЕРВЫЕ НАЧАЛИ ПРОЯВЛЯТЬСЯ ТОЛЬКО СО 2-Й ПОЛОВИНЫ II-ГО СТОЛЕТИЯ. После того как христианство разорвало свою духовную связь со строгим библейским монотеистическим вероучением, В ЕГО СРЕДУ НАЧАЛИ ВЛИВАТЬСЯ ЯЗЫЧЕСКИЕ – НЕ БИБЛЕЙСКИЕ И НЕ ИУДЕЙСКИЕ – ВЕРОВАНИЯ В БОГОВ СПАСИТЕЛЕЙ: АДОНИС, МИТРА, ОЗИРИС И ДРУГИЕ.



 А ВМЕСТЕ С ЯЗЫЧЕСКИМИ БОГАМИ СПАСИТЕЛЯМИ ПРИШЛИ ВЕРОВАНИЯ В СУЩЕСТВОВАНИЕ ТРЁХ ВЕДУЩИХ БОГОВ НЕБЕСНОГО ПАНТЕОНА:
- Тримурти, троица, в ведизме (индуизме):Брахма, Вишну и Шива;
- вавилонская троица: Ану, Энлиль и Эа;
- древнеегипетская троица: Озирис (Бог Отец), Исида (Богиня Мать) и Гор (Бог Сын).

        Значительное влияние на формирование христианского учения о «святой троице» оказало философско-богословское учение гностицизма, который господствовал в общественном мнении в начале нашей эры. В гностицизме причудливым образом сочеталась философия пифагорейства и платонизма с ветхозаветными и первоначальными христианскими верованиями. Одним из виднейших деятелей в русле гностицизма был Филон Александрийский (25 г. до н.э. – 50 г. н.э.).



        ОН ПОПЫТАЛСЯ СОЧЕТАТЬ ФИЛОСОФИЮ ПЛАТОНА С БИБЛЕЙСКИМИ ВЕРОВАНИЯМИ, ТОЧНЕЕ С САМИМ ТЕКСТОМ ИУДЕЙСКОЙ БИБЛИИ. Общаясь с творчеством Филона, христианство одновременно почитало, по иудейскому обычаю, святость Библии, с одной стороны, А С ДРУГОЙ — ПРИОБЩАЛОСЬ К ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ФИЛОСОФИИ. Не случайно ряд исследователей (Бруно Бауэр, Давид Штраус) считают Филона Александрийского «отцом христианского вероучения».

        Гностицизм I-II столетия н.э. вместе с христианством оторвался от иудаизма и начал «развиваться» уже на своей собственной основе. На этом этапе большое влияние оказали гностики Валентин и Василид, которые ввели в свое учение представления об эманации божества, об иерархии истекающих из природы Бога сущностей.

        Латиноязычный христианский апологет III-го столетия ТЕРТУЛЛИАН СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ, ЧТО ВПЕРВЫЕ ЕРЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТРОИЧНОСТИ БОЖЕСТВА ПРИДУМАЛИ ИМЕННО ГНОСТИКИ. «ФИЛОСОФИЯ, — ПИШЕТ ОН, — ПОРОДИЛА ВСЕ ЕРЕСИ. От нее пошли «эоны» и другие странные вымыслы. Из нее ГНОСТИК ВАЛЕНТИН ПРОИЗВЕЛ СВОЮ ЧЕЛОВЕКООБРАЗНУЮ ТРОИЦУ, ИБО ОН БЫЛ ПЛАТОНИКОМ. Из нее же, из философии, произошел добрый и беспечный маркионов Бог, поскольку сам Маркион был стоиком» (Тертуллиан. «О писаниях еретиков», 7-8).

        Высмеивая человекообразную троицу гностиков, развивающий свою религиозно-философскую систему Тертуллиан сам со временем создал свое учение о троице. Образовавшаяся «святая троица» Тертуллиана находится в определенном иерархическом соподчинении. Корень их находится в изначальном Боге, в Боге Отце: «Бог – корень, Сын – растение, Дух – плод», – писал он(«Против Праксея», 4-6). Хотя Тертуллиан был впоследствии осужден как еретик-монтанист, его учение о троице стало отправным пунктом формирования церковного учения о Боге. Так, виднейший в XX-м столетии знаток христианской патристики протоиерей Иоанн Майендорф пишет: «Огромная заслуга Тертуллиана состоит в том, что он впервые употребил выражение, которое впоследствии прочно ВОШЛО В ПРАВОСЛАВНОЕ ТРОИЧНОЕ БОГОСЛОВИЕ» (См. его «Введение в святоотеческое богословие». Нью-Йорк, 1985, стр. 57-58).



        В IV-М СТОЛЕТИИ, СТАВ ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИЕЙ, ХРИСТИАНСТВО В «СВЯТУЮ ТРОИЦУ» ЕЩЁ НЕ ВЕРИЛО, догмата о «святой троице» не имело и не признавало. На I-м Вселенском соборе 325 года христианство выработало и утвердило краткое изложение своего вероучения и назвало его Символом веры. В нем было записано, что христиане веруют «Во единого Бога — Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого».
        Немаловажно заметить, что христиане, которые поклоняются троице, весьма почитают Символы веры. Те христианские церкви, деноминации и т.п., которые не признают Никео–Цареградский Символы веры (поскольку был принят на двух первых соборах в городах Никея и Царьгород, т.е. Константинополь) не признаются христианскими.

        Став государственной религией, выйдя из подполья, христианская церковь начала вписываться в культуру греко-римского мира. В IV–V-м столетии философия неоплатонизма достигла вершины своего расцвета, и в творчестве его великих представителей, как Ямвлих, Прокл, Плотин, Порфирий, отражала весь мир, от Единого Абсолютного Бога до материи и преисподней, в виде цепи взаимосвязанных и порождающий друг друга Триад, т.н. Троица Единосущная и нераздельная:

1. Бытие (в христианской троице – Бог Отец);

2. Жизнь (в христианской троице – Дух Святой, как жизни податель);

3. Логос, мышление (в христианской троице – Сын Божий).

        Следует отметить немаловажный и ключевой аспект, что все ведущие созидатели христианского учения о «святой троице» (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.) обучались философии в действующей до 529 года (!) афинской школе неоплатоников. В ЭТОЙ ШКОЛЕ И НА ОСНОВЕ ЭТОЙ НЕОПЛАТОНИЧЕСКОЙ ЭЛЛИНСКОЙ МУДРОСТИ ОНИ СОЧИНЯЛИ ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О «СВЯТОЙ ТРОИЦЕ».

        В результате, на II-м Вселенском соборе (Константинополь, 381 год) под председательством Григория Богослова и Григория Нисского к Никейскому Символу веры БЫЛО ДОПИСАНО НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ДУХЕ СВЯТОМ: верую и «в Духа Святого, Господа Животворящего, от Бога Отца исходящего…». Таким образом, К ВЕРЕ В ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА БЫЛО ПРИБАВЛЕНО ВЕРОВАНИЕ И В ДУХА СВЯТОГО. 



        В НИКЕО–ЦАРЕГРАДСКОМ СИМВОЛЕ ВЕРЫ «БОГ СЫН» И «БОГ ДУХ СВЯТОЙ» НЕ ПРОВОЗГЛАШАЮТСЯ БОГАМИ, А ТОЛЬКО ПОЧТИ РАВНЫМИ БОГУ ОТЦУ ГОСПОДАМИ. Но (!) Никео–Цареградский символ веры не утвердил догмат о «святой троице» в его современном понимании. Тогда, В IV-М ВЕКЕ официальная церковь, называвшая себя единой, святой, вселенской и апостольской церковью, провозгласила веру в Единого Бога Отца и веру в Господа Сына Божьего Иисуса Христа и Господа Духа Святого.

        Так же, необходимо подчеркнуть, что НИ НА ОДНОМ (!) ИЗ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ ДОГМАТ О «СВЯТОЙ ТРОИЦЕ» В ЕГО СОВРЕМЕННОМ ЦЕРКОВНОМ ПОНИМАНИИ И БОГОСЛОВСКОМ ИСТОЛКОВАНИИ НЕ УТВЕРЖДАЛСЯ, поскольку он явно – и по форме и по содержанию – НАХОДИТСЯ В ПРЯМОМ ПРОТИВОРЕЧИИ С КАНОНИЧЕСКИМИ РЕШЕНИЯМИ I-го и II-о Вселенских Соборов. Решения I-го и II-о Вселенских Соборов не знают равных Богу Отцу «Бога Сына» и не знают равного Богу Отцу и «Бога Духа Святого», который «от Бога Отца исходит». 

ДОГМАТ О «СВЯТОЙ ТРОИЦЕ» СОЗДАВАЛСЯ
ВНЕ ТЕКСТА БИБЛИИ И ВНЕ КАНОНОВ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ.


      Впервые догмат о «святой троице» был анонимно сформулирован в христианстве только в VI-м столетии и впервые был изложен в документе, который вошел в церковную историю под названием «QUICUMQUE » (Куикумкве). Название документа взято из первого слова его первого предложения: «QUICUMQUE vult salvus esse, ante omnia opus est, ut teneat catholicam fidem» (Кто желает спасенным быть, тот прежде всего должен держаться католической веры). 

        Далее говорится о том, что надо верить в то, что БОГ ОДИН ПО СУЩЕСТВУ И ТРОИЧЕН В ЛИЦАХ; что ЕСТЬ БОГ ОТЕЦ, БОГ СЫН И БОГ ДУХ СВЯТОЙ, НО НЕ ТРИ БОГА, А ОДИН БОг; что христианин обязан в равной мере почитать и молится отдельно Богу Отцу, «Богу Сыну» и «Богу Духу Святому», но не как трем Богам, а Богу одному.

        Этот Символ веры впервые (!) был опубликован в приложении к сочинениям умершего в 542 году известного богослова и проповедника Цезаря Арльского (Caesarius ex Arles). Большинство исследователей приурочивают появление документа к 500-510 годам. Для придания авторитетности документу его создание католические богословы приписали святому Афанасию Александрийскому(святому Афанасию Великому, 293-373 г. г.) и присвоили ему имя «Символ Афанасия Великого».        Конечно, к умершему за полтора столетия до написания «Куикумкве» святому Афанасию, данный Символ никак не относится.

        Так, в учебнике для современных русских православных духовных семинарий протоиерея Иоанна Мейендорфа «Введение в святоотеческое богословие»трактат «Куикумкве» вовсе не вспоминается и среди работ святого Афанасия Великого не указывается. Немаловажно добавить, что святой Афанасий писал свои сочинения только (!) на греческом языке, а «Куикумкве» дошло до нас на языке латинском.

В ГРЕКО-ГОВОРЯЩЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЭТО СИМВОЛА НЕ ЗНАЛИ ДО XI-ГО СТОЛЕТИЯ, ДО РАЗДЕЛЕНИЯ В 1054 ГОДУ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ НА КАТОЛИЧЕСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ.
Со временем и в восточно-православном христианстве содержание «Куикумкве» было переведено на греческий язык и принято за образец изложения общехристианского вероучения о «святой троице».

        СЕЙЧАС ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ ПРИНИМАЮТ ДОГМАТ О «СВЯТОЙ ТРОИЦЕ» В ИЗЛОЖЕНИИ «СИМВОЛА АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО». Но трагедия этого христианского церковного учения заключается в том, что догмат о «святой троице» всесторонне обоснован с точки зрения неоплатонизма, НО НИ ЕДИНЫМ СЛОВОМ НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ТЕКСТОМ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ.

        Чтобы ликвидировать этот недостаток в Библию была вписана фраза: «ИБО ТРИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ НА НЕБЕ: ОТЕЦ, СЛОВО И СВЯТЫЙ ДУХ; И СИИ ТРИ СУТЬ ЕДИНО». Эта фраза сначала была вставлена в послания апостола Павла, потом в послание апостола Петра, и, наконец, ей было найдено более подходящее место в 1-м послании апостола Иоанна, где она находится и сейчас. Там сейчас написано:«Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью (и духом); не водою только, но водою и кровью. И дух свидетельствует (о Нем), потому что Дух есть истина. (Ибо три свидетельствую на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино.) Ибо три свидетельствую на небе: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1Ин.5:6-8). Подчеркнутые и взятые в скобки слова отсутствуют во всех древних – до VII-го века – новозаветных текстах.

        После изобретения книгопечатания первое научное издание книг Нового Завета на двух языках – греческом и латинском – осуществил Еразм Ротердамский (1469-1536). В двух первых издания текста Еразм не печатал слова об Отце, Слове и Святом Духе, поскольку этих слов он не находил в имеющихся у него многочисленных IV-VI веков списках Нового Завета. И ТОЛЬКО В ТРЕТЬЕМ ИЗДАНИИ, ПОД ДАВЛЕНИЕМ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ, ОН ВЫНУЖДЕН БЫЛ ВСТАВИТЬ ТАК НУЖНЫЕ ДОГМАТУ О «СВЯТОЙ ТРОИЦЕ» СЛОВА. Это третье издание Библии Еразмом Ротердамским было ещё раз тщательно отредактировано католической церковью и утверждено как каноническое под названием Textus Reptus (Принятый текст), которое стал основой для перевода Нового Завета на все языки мира. Вот так обстоят дела с происхождением и утверждением в христианской церкви догмата о «святой троице».

        Конечно, современное христианство, принявшее догмат о «святой троице», вынуждено обосновывать его не ссылкой на неоплатоников, а на Священное Писание. Но Священное Писание, не в пример творчеству неоплатоников, не дает никакого основания для признания этого догмата. ВОТ ПОЧЕМУ МЕЖДУ ХРИСТИАНСКИМИ ЦЕРКВАМИ, ГДЕ ПОКЛОНЯЮТСЯ ТРОИЦЕ, ДО СИХ ПОР СУЩЕСТВУЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ В ИСТОЛКОВАНИИ И ПОНИМАНИИ ЭТОГО ДОГМАТА. Так, детализируя взаимоотношения лиц «святой троицы», ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СЧИТАЕТ, ЧТО ДУХ СВЯТОЙ «ИСХОДИТ ОТ БОГА ОТЦА», А КАТОЛИЧЕСКАЯ, — ЧТО ДУХ СВЯТОЙ «ИСХОДИТ ОТ БОГА ОТЦА И ОТ БОГА СЫНА».

        ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ «БОГА ДУХА СВЯТОГО», ТО О НЁМ БОГОСЛОВЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ МЕНЬШЕ ВСЕГО ГОВОРИТЬ. В Библии нет ясных указаний на то, что Дух Святой – личность.
        Большинство протестантских тринитарных проповедников говорят, что образ Духа Святого нам ещё не открыт, а другие, что Дух Святой — это сверхъестественная сила, которая исходит от Бога.

        РЯД ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ СЕЙЧАС НЕ ПРИЗНАЮТ ДОГМАТА О «СВЯТОЙ ТРОИЦЕ», В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ДОМИНИРУЮЩИЕ ТРИНИТАРНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ И ДЕНОМИНАЦИИ НЕ СЧИТАЮТ ИХ ХРИСТИАНАМИ.
Сообщение отредактировал Citya - 13.12.2019 17:08

Вернуться к дискуссии

(С) 2008-2024, Христианский Форум.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua