Дмитрий брат |
ЕСЛИ ДА, ТО … БЫЛ ЛИ ОТЕЦ ЕДИН С СЫНОМ НА КРЕСТЕ ИЛИ БОГ-ОТЕЦ ОСТАВИЛ НА КРЕСТЕ БОГА-СЫНА? |
Лица Святой Троицы Отец, Сын и Дух Святой были едины всегда и никогда не оставляли друг друга, в том числе и в момент распятия Иисуса Христа на кресте. Вот что пишут учителя Церкви по поводу произнесенной фразу Иисусом "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?":
Когда Он говорит: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27, 46),
Он говорит это от нашего лица. Потому что Он, "приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крест- ной" и далее (Флп. 2, 7-8), и, как говорит Исаия, "Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни" (Ис. 53, 4),-поэтому Он и не за Себя страдает, но за нас; и
не Он Сам оставлен был Богом, но мы, ибо для нас, оставленных, Он и пришел в мир. (Афанасий Великий)
И что дивиться внешним, которые ничего не знали, и по своей великой беспечности не старались узнать причины события, когда жившие в самой Иудее, после стольких чудес, продолжали поносить Иисуса, хотя им явно было, что Он это сделал? Для того Он и говорит после этого чуда: "Или, Или, лама савахфани",
чтобы они знали, что Он еще жив, и что Он совершил его, и, таким образом, укротили бы свою ярость. Из этого они могли видеть, как Он даже до последнего издыхания чтит Отца, и не есть богопротивник.
Он взывает пророческим голосом, свидетельствуя до последнего часа об истине ветхого завета, и не только пророческим, но и еврейским, чтобы им было понятно и внятно. Во всем этом показывал Он Свое единомыслие с Отцом Своим. (Иоанн Златоуст)
Пророческое изречение - Или Или - произносит на еврейском языке с тою целию, чтобы показать, что Он не противник ветхозаветного писания. А вскую Мя еси оставил,
сказал в означение того, что Он истинный человек, а не призрачный, ибо человек, будучи животолюбив, естественно хочет пожить. Поэтому как в том случае, когда скорбел и тосковал. Он показывал в Себе естественно свойственную нам боязнь смерти, так теперь, когда говорит: вскую Мя еси оставил, обнаруживает в Себе естественную любовь к жизни. Ибо Он был истинный человек и подобен нам во всем, кроме греха. (Феофилакт Болгарский)