Библия, толкование и вера
|
Автор
|
Тема:
|
Citya
|
23.10.2018 14:50
БИБЛЕЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОКГАУЗА ДУХ, СВЯТОЙ ДУХ I. ПОНЯТИЕ "ДУХ" ИЗНАЧАЛЬНО ЕВР. СЛОВО РУАХ, КАК И ГРЕЧ. ПНЕУМА, ОЗНАЧАЛО "ДЫХАНИЕ" ИЛИ "ВЕТЕР", а значение "дух" приобрело позже. В НЗ слово пнеума встречается в пяти значениях: 1) в основном значении - "ветер" - это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом: "Ветер, где хочет веет..." (Ин 3:8 - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; ср. Евр 1:7: "делающий ангелов Своих ветрами" - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана); 2) неодно-кратно это слово употребляется в значении "человеческая душа": "Дух бодр..." (Мф 26:41). Так, о дочери Иаира сказано: "и возвратился дух ее" (Лк 8:55). Д. ап. Павла "возмутился" при виде Афин - "города, полного идолов" (Деян 17:16). БОЖИЙ Д. "СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ НАШЕМУ ДУХУ, ЧТО МЫ - ДЕТИ БОЖИИ" (Рим 8:16). Нам следует сохранять свой Д. без порока (1Фес 5:23) и т.д.; 3) слово пнеумата (мн.ч. от пнеума) встречается в контексте "духи праведников, достигших совершенства" (Евр 12:23) и "духи, находящиеся в темнице" (1Пет 3:19); 4) в Библии говорится и о недобрых Д.: злых Д. (Мф 8:16; Деян 19:12) называют обычно "нечистыми" Д. (Мф 10:1; Деян 5:16 и др.), прорицательными Д. (Деян 16:16), а также "духом немощи" (Лк 13:11), Д. усыпления (Рим 11:8) и т.д. В этих случаях речь не обязательно идет о некоей личности, поскольку слово "дух" может использоваться и в иносказат. значении; 5) обычно слово пнеума употребляется в словосочетании "Святой Дух". II. СВЯТОЙ ДУХ А. ТВОРЯЩИЙ БОЖИЙ ДУХ Творящий Божий Дух созидает и поддерживает все сущее. До того как из первонач. хаоса была создана вселенная, "Дух Божий носился над водою" (Быт 1:2). В нем было творч. начало, вызвавшее к жизни все сущее. Божий Д. - это дыхание Бога, творящее жизнь (Иов 27:3; 33:4; Пс 103:29 и след.). Этот "дух жизни" оживил "рассеянные кости Израиля" (Иез 37:1-14) и двух свидетелей Божьих (Откр 11:11). Он подобен "слову" (логос), бывшему в начале у Бога, через к-рое все было сотворено (Ин 1:1 и след.). Это творящее Слово - Сам Христос (1Кор 15:45; -> Иисус Христос). Тождество Христа и Св. Д. выражено Павлом в словах: "Господь есть Дух" (2Кор 3:17). -> Бог (IV,В). Б. БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СВ. Д. - ЭТО БОЖЬЯ СИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ ХОД ЧЕЛОВЕЧ. ЖИЗНИ. Это признается еще ВЗ. Божий Д. дает человеку разумение (Иов 32:8). "И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их" (Неем 9:20). "И дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!" (Агг 2:5). Человеку следует довериться этому Д. (Пс 142:10). Он вершает великие деяния, рядом с к-рыми человеч. усилия кажутся ничтожными (Зах 4:6). Он наделяет чрезвычайными дарованиями и способностями людей, призванных к особому служению, напр. художников (Исх 31:1 и след.), судей (Суд 3:10; 6:34 и др.), пророков (Ис 59:21), помазанных царей Израиля (1Цар 10:6,10; 16:13 и след.). Часто Д. Божий нисходил на отдельных людей или на целые группы, наделяя их даром пророчества (1Цар 19:20,23); 70 старейшин получили часть Д., почившего на Моисее (Чис 11:17). На Елисее "опочил" Д. Илии (4Цар 2:15). Прежде всего Д. Божий почиет на Мессии (Ис 11:1 и след.; 42:1). На Иисуса Д. Божий снизошел после Его крещения в Иордане (Мф 3:16). Силой этого Д. Он исцелял и благотворил (Деян 10:38). Этот Д., воскреснув, Иисус вдохнул в Своих учеников, сказав им: "Примите Духа Святого" (Ин 20:22). Когда о земной жизни Иисуса говорится: "Еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин 7:39 - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), то имеется в виду предстоящее сошествие Св. Д. в день Пятидесятницы: условием этого сошествия было вознесение Иисуса после Его жертвенной смерти и занятие Им места одесную Бога. Поэтому Иисус мог сказать: "Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин 16:7).
16. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. (Послание к Римлянам 8:16) Согласно этого стиха по учению отступнического христианства все имеют еще одну личность - дух!!!!
|
|
|
|
|
|