Северянка |
Меня интересует Ваше, православное мнение в данном случае, очищенным разбойник в рай пошел или амнистированным и не очищенным. |
Конечно, смирившийся, раскаявшийся во время своих страданий и прощенный Самим Иисусом Христом, Благоразумный Разбойник очистился от всех своих грехов и первым вошел в рай. Предание также утверждает о его крещении. "Разбойник" - некорректный перевод греческого слова lestos (мятежник). Распятием на кресте наказывали бунтовщиков против Римского правления. Уголовников так не казнили.
Вот еще немного полезной информации:
"Итак, показал обильное милосердие Свое, по которому в тот же час, когда принял от разбойника веру, взамен ее даром дал ему неизмеримые дары, даром излил пред ним сокровища Свои, тотчас же перенес его в рай Свой и там поставил введенного (в рай) над сокровищами Своими. "Со Мною будешь в раю желания". Итак, рай открывался разбойником, а не кем-либо их праведников. Рай, закрытый праведным Адамом, после того как он стал преступником, (и) открыт был преступником, который победил" (прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. Гл. 20).
Очевидно, рай невозможно было похитить, по способу разбойников, ибо руки хищников не досягают рая. Нет, в Распятом разбойник познал несомненно Бога, и за свое воззвание веры призван был в рай, а не сам восхитил его от Господа" - говорит в слове о благоразумном разбойнике апологет древней Церкви, св. Аристид Философ.
Важно отметить, что Новозаветное Крещение на момент смерти разбойника еще не установлено Христом, лишь перед самым Вознесением Господь пошлет учеников "крестить все народы" (Мф,28:19) и апостолы начнут крестить по Сошествии Святого Духа, а до утверждения этого Таинства, конечно, не действенен и императив необходимости Крещения. Но, тем не менее, Св. Предание в назидание о важности Таинства говорит и о свершившемся Крещении разбойника.
Об этом же пишет один из лучших экзегетов IV века "Сирийский пророк" прп. Ефрем, уточняя, что разбойник Крещен не своей кровью:
"Так как Иудеи избрали разбойника и отринули Христа, то Бог избрал разбойника и отринул их. Но где же то (сказанное): "если кто не примет плоти Моей, не имеет жизни" (ср.: Ин. 6:53)? Слово апостола: "все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились" (Рим. 6:3), – объясняет, что разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа. "Со Мною, – говорит, – будешь в раю желания" (прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. Гл.20).
Свт. Димитрий Ростовский в слове на Богоявление Господне говорит о благоразумном разбойнике:
"Откуда же были призваны эти духовные птенцы к зерну любви? Не от воды ли крещения, в которой они в смерть его крестились? Послушаем святого Анастасия Синаита, который о благоразумном разбойнике , для коего вода истекшая из ребер Христовых стала водою крещения, говорит: "к оным птицам (т. е. к небесным духам) отлетел из животворной воды, истекшей из всех птиц святой разбойник , воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с царем — Христом".
Как видим, Ростовский святитель говорит уже не о Крови, но истекшей из ребер Спасителя воде, ставшей для разбойника водой Крещения (эту мысль мы видим и у прп. Ефрема Сирина), причем, свт. Димитрий в данном случае ссылается на свидетельство св. Анастасия Синаита.
http://blagolyub.livejournal.com/5938.html