Бакиоки "Вино в Библии"
( объясняет, была ли проблема пьянства в Коринфе и употребляли ли Коринфяне алкогольное вино. )
2. ЗНАЧЕНИЕ ГЛАГОЛА МЕТУО
Обычно
предполагают, что употребление алкоголя происходило во время причастия в
Коринфской Церкви. Но истинно ли это? Верящие так, основывают свое
заключение на обычном переводе глагола метхуеи, а именно "напиваться".
Вся фраза читается следующим образом: "Так что иной бывает голоден, а
иной упивается" /
1-е Коринфянам 11:21/.
На основании этого перевода многие рассуждают, что если опьяняющее вино
употреблялось коринфянами, без апостольского выговора, тогда его можно
употреблять христианами и сегодня.
Фундаментальная ошибка такого
рассуждения, - оно предполагает, что метуо означает, "напиваться". Но
наше изучение его употребления в
От Иоанна 2:11
показывает, что глагол метуо не всегда означает опьянение и пьянство.
Его точное значение определяет контекст. В этом случае метуеи
употреблено прямо противоположно к пеина - "голоден" - и его значение
будет, чтобы глагол был понят в родовом общем смысле - "пресыщен"
скорее, чем в узком смысле "упиваться". Леон К. Фельд выражает этот факт
ясно и убедительно: "Метхуеи в этом случае явно противоположно пеина,
которое правильно переводится "голоден". Антитезис поэтому требует,
чтобы прежний глагол был понят в родовом, общем смысле "пресыщен", а не в
узком смысле "упиваться".Переполненный человек сравнивается с не
достаточно наполненным, пресыщенный - с голодным. Это истолкование
одобрено большим числом толкователей - древних и современных" /Леон К.
Фельд "Ойнос: дискуссия о библейском вине", Нью-Йорк, 1883 г, стр. 60/.
Поддержка богословов
Среди
толкователей, цитируемых Фельдом - Иоанн Златоуст, Бенгель, Гротиус,
Виклиф, Куинэль, Билрот, МайкКнайт, Ньюкам, Блумфельд, Кларк, Лайтфут,
Дин Станлей и Вхедом. /Там же, стр.60, Прим.1/. Другой, кого можно
упомянуть, - Клемент Александрийский, который жил лишь полтора столетия
после Павла. В своей книге "Наставник /Книга 2,1/ Клемент, как А. В.
Самсон обращает внимание на противоположное предложение об употреблении
там опьяняющего вина. Он подчеркивает, что это скорее пища, чем вино на
пиру, о чем упоминает апостол Павел и что он укоряет их за "пресыщение"
/Г. В. Самсон/ н.13/ стр. 201/.
Адам Кларк отмечает то же самое в
своем комментарии на этот текст: "Люди собираются вместе, приносят с
собой продукты; некоторые много, другие меньше; некоторые кушают до
пресыщения, а другие едва достаточно, чтобы удовлетворить потребности.
Один голоден, а другой впитывает в себя все больше и больше до полноты -
пресыщается; это значение этого слова во многих местах Священного
Писания" /Адам Кларк, "Новый Завет нашего Господа и Спасителя Иисуса
Христа", Нью-Йорк, 1938, т.2, стр. 254/.
Греческий перевод
Ветхого Завета, Септуагинта, предусматривает много примеров, где метуо
употребляется в родовом, общем значении "исполняться до полноты". Один
из таких примеров
Псалтирь 22:5 "Чаша моя преисполнена". Другой пример в
Псалтирь 64:10: "Обильно обогащаешь ее" /Метгусон/. Еще один пример в
Иеремия 31:14:
"Я /186 стр. ориг./ напитаю /метхузо/ - "пресыщу" душу священников
туком". Примеры такие как эти, ясно показывают, что метуо часто
употребляется в Священном Писании в родовом общем значении, чтобы
выразить полное удовлетворение, пресыщение.
3. ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД УВЕЩАНИЕМ АПОСТОЛА ПАВЛА?
Нет
намека на пьянство. Выговор и увещание апостола Павла подчеркивает, что
пьянство не было проблемой при причастии в Коринфской Церкви. Вот его
слова выговора: "Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?" /
1-е Коринфянам 11:22/.
Если бы пьянство было проблемой , Павел, вероятно, мог бы сказать:
"Разве у вас нет домов, чтобы есть и напиваться?" Факт, что Павел в
своем выговоре не делает намека на пьянство, - это подчеркивает, что
проблемой в Коринфе было не опьянение от алкогольного вина, но скорее
излишнее потворство в пище и питье.
Если бы воистину коринфские
христиане были виновны в ужасном грехе опьянения во время празднования
Вечери Господней, Павел мог бы осудить их кощунственное поведение в
более строгих выражениях. В предыдущей главе Павел не колебался назвать
некоторых коринфян в языческих, религиозных трапезах как "общение с
бесами" /
1-е Коринфянам 10:20/.
Затем он прибавил: "Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не
можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской" /
1-е Коринфянам 10:21/.
Еще раньше в этом послании апостол Павел категорически заявил, что
"пьяницы… Царства Божия не наследуют" и предостерег членов "не общаться с
тем, кто, называясь братом, остается… пьяницею" /
1-е Коринфянам 6:10;
1-е Коринфянам 5:11/. На основании этого увещания страшно предположить, что если бы
некоторые пьянствовали за столом причастия, Павел мог бы распорядиться
удалить таковых из среды их.
Что надо понимать под увещанием?
Павел
не применяет сильных выражений в осуждении злоупотреблений,
встречавшихся во время празднования Вечери Господней. Он просто
предостерегает коринфян - удовлетворять свой голод дома, чтобы избегать
как неприличного поведения, так и осуждения, которое проявилось явным
образом среди них: "Посему, братья мои, собираясь на Вечерю, друг друга
ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на
осуждение" /
1-е Коринфянам 11:33=34/.
Это предостережение подчеркивает, что проблемой в Коринфе скорее было
пресыщение, чем опьянение алкогольным вином. Если бы члены Коринфской
Церкви упивались за столом причастия, /187 стр. ориг./ в таком случае
Павел едва ли мог сказать еще раньше в своем послании, что некоторые из
них в прошлом были пьяницами, "но омылись, но освятились, но оправдались
именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" /
1-е Коринфянам 6:11/.
Заключение
В
свете выше приведенных соображений, сделаем заключение, что ссылка
апостола Павла "упивались" во время причастия в Коринфской Церкви, - не
имеет поддержки для умеренного употребления алкогольного вина, будь это
лично дома или публично во время Вечери Господней. Во-первых, все, что
происходило в Коринфе, было отклонением от наставлений, которые Павел
"передал" церкви и, таким образом, их действия были более
предостережением, чем примером для нас. А во-вторых, проблемой за столом
причастия, как мы уже выяснили, было не опьянение алкогольным вином, но
пресыщение.