ДЕСЯТЬ
СЛОВ
Так
переводится еврейское выражение асе́рет хаддевари́м, которое встречается
только в Пятикнижии и обозначает десять основных законов из соглашения Закона,
обычно называемых Десятью заповедями (Исх 34:28; Вт 4:13; 10:4). Об этом
особом своде законов также говорится как о «Словах» (Вт 5:22) и «словах
соглашения» (Исх 34:28).
Иисус сказал, что для того, чтобы получить жизнь, тот человек должен соблюдать Божьи заповеди. На вопрос какие, Иисус ответил: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, чти отца и мать и люби своего ближнего, как самого себя». Это были основополагающие заповеди Моисеева закона.
Девятая заповедь затрагивает
уже не дела, а речь: «Не лжесвидетельствуй против своего ближнего» (Исх 20:16).
Поскольку Десять слов даны Богом, они представляют собой
совершенный свод законов. Когда человек, «сведущий в Законе», спросил Иисуса
Христа: «Учитель, какая заповедь в Законе самая важная?» — Иисус
процитировал заповедь: «Люби твоего Бога всем сердцем, всей душой и всем
разумом». «Люби своего ближнего, как
самого себя» (Мф 22:35—40).
В Левите 19:18 обобщается то, как мы должны
относиться к ближним: «Люби своего ближнего, как самого себя». Этим все
сказано. Эта заповедь исключает проявление предвзятости, воровство, ложь,
клевету и подразумевает проявление сострадания к увечным, бедным, слепым,
глухим (Лев. 19:9—18; Матф. 22:39; Рим. 13:8—13).
Означает
ли отмена Моисеева закона, включая Десять заповедей, что больше нет никаких
нравственных ограничений?
Вовсе
нет. Многие из нравственных норм, которые отражены в Десяти заповедях, были
повторно утверждены во вдохновленных Богом книгах Христианских Греческих
Писаний.
Христиане
не обязаны соблюдать.
Иисус родился под Законом, соблюдал его в совершенстве и в конце концов отдал
свою жизнь как выкуп за человечество.
«Он
есть умилостивление за грехи наши, не только за наши, но и за грехи всего мира»
(1 Иоан. 2:1, 2).
Закон служил в действительности
барьером или «преградой» между израильтянами и другими народами, которые не
были подчинены ему. Но пожертвовав Своей жизнью, Христос упразднил «закон
заповедей..., дабы из двух [израильтяне и неизраильтяне] создать в Себе Самом
одного нового человека» (Ефесянам 2:11—18).
Кроме того, смертью он освободил
находившихся под Законом (в том числе под основными Десятью словами, или
заповедями), «став проклятием вместо» них. Своей смертью он «стер рукопись»,
пригвоздив ее к столбу мучений (Письмо галатам 3:13).
Колоссянам 2:13, 14: И вас, мёртвых
в проступках и необрезании вашей плоти, Бог оживил вместе с ним. Он великодушно
простил нам все наши проступки и стёр рукопись, свидетельствовавшую против
нас. Она состояла из постановлений и была против нас, Он же устранил её с пути,
пригвоздив к столбу мучений...
Галатам 3:24—28: Таким образом,
Закон стал нашим воспитателем, ведущим к Христу, чтобы мы могли быть объявлены
праведными благодаря вере. Но теперь, с появлением веры, мы больше не
подчиняемся воспитателю. Все вы сыновья Бога через веру в Христа
Иисуса. Все вы, крестившиеся в Христа, в Христа облеклись. Нет ни
иудея, ни грека, нет ни раба, ни свободного, нет ни мужского пола, ни женского,
так как все вы одна личность в единстве с Христом Иисусом...
Тем не менее христианам необходимо
изучать Закон, включая Десять слов, так как он отражает точку зрения Бога и
имеет «тень грядущих благ», реальности во Христе (Еврeям 10:1; Колоссянам
2:17).
Закон, данный через Моисея, с его
Десятью заповедями был сводом справедливых законов от Бога. И даже если мы
сегодня не находимся под этим законом, содержащиеся в нем Божьи принципы все
еще очень ценны для нас.
Десять заповедей сравнить их со следующими
христианскими законами и учениями: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному
служи» (Матфея 4:10; 1 Коринфянам 10:20—22). «Храните себя от идолов» (1 Иоанна
5:21; 1 Коринфянам 10:14). «Отче наш, сущий на небесах! да святится [не будет
употреблено недостойным образом] имя Твое» (Матфея 6:9). «Дети, повинуйтесь своим
родителям» (Ефесянам 6:1, 2). Кроме того, Библия ясно показывает, что убийство,
прелюбодеяние, воровство, ложь и корыстолюбие противоречат действительным для христиан
законам (Откровение 21:8; 1 Иоанна 3:15; Евреям 13:4; 1 Фессалоникийцам
4:3—7; Ефесянам 4:25, 28; 1 Коринфянам 6:9—11; Луки 12:15; Колоссянам 3:5).
1 Иоанна 5:3: Ведь любовь к Богу
заключается в том, чтобы мы соблюдали его заповеди, и его заповеди не
обременительны...