Мир вам и дому вашему
Поиск по форуму:

Благовествование и деноминации

Автор
Тема:
Брат
Зарегистрирован: 25.08.2012 Откуда: Россия Сообщения: 1557 Предупреждения: 2
04.01.2014 23:35
"Держи ум твой во аде и не отчаивайся" (преп. Силуан Афонский)

"Как бы то ни было, что же на самом деле означает это речение: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся»? Господь предложил Силуану спуститься в ад, и Силуан, в свою очередь, назвал это движение вниз «великой наукой», которая сообщила его душе покой. Погрузившись в ад, душа смирилась, и сердце разбилось. Кроме того, дурные помыслы покинули ум, и божественная благодать нашла в верующем место для своего обитания. Как и Христос Своими страстями погрузился в ад, чтобы снова торжественно взойти на небо, так Он ныне призвал Силуана сойти во ад, со всеми последствиями такого духовного действия (внутренняя тьма и одиночество в условиях полной оторванности человека от общения с Богом и другими людьми), чтобы он пережил духовную победу, подобную победе Господней. Настоящие святые считают себя недостойными перед Богом, тогда как тем, кто уверен в своем внутреннем достоинстве и просит о восхождении на небо, Господь говорит: «Вы не знаете, о чем просите».

Ад – это духовная область, которая отделяет человека от Бога, обнаруживая духовную несостоятельность человека. Однако надо иметь в виду, что это обнадеживающая ситуация, ибо сознание своей несостоятельности наполняет душу сожалением; это начало покаяния, благодаря которому Бог может обитать в опечаленной душе. Симеон Новый Богослов называет это состояние «духовной обходительностью», потому что в таком состоянии верующий не приходит в отчаяние, но, наоборот, способен преодолеть свои страхи и печали, находя новую надежду в милосердии Божием. Подлинное раскаяние, по словам св. Иоанна Синаита, освобождает от божественного суда и вечного осуждения. Как говорит апостол Павел, «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор 11:31). Самоосуждение на ад – лучший путь избежать осуждения.

Самокритика порождает раскаяние, ведет к покаянию, поражает врагов, освобождает нас от пут греха и делает смирившегося человека причастником Духа Святого. Так же думал и св. Григорий Палама, отмечавший, что смирение и самокритика суть духовные средства преодоления всякого зла. Таким образом, наше временное самоосуждение избавляет нас от страха грядущего Божьего суда. Подобно Силуану и другие знаменитые Отцы Церкви, такие как Антоний Великий, Сисой, Макарий, Пимен, чтобы назвать хотя бы некоторых, соглашались пережить этот опыт ада в своей земной жизни.

Так, Силуан вспоминает случай со св. Антонием, когда тот молился Богу, желая узнать, на какую степень добродетели он взошел. «И было ему указание, что в меру Сапожника он не пришел. Придя к Сапожнику, Преподобный спросил его, как он живет. Тот отвечает, что треть заработка отдает он на храм, треть — нищим, остальное удерживает на свои нужды. Антония, который бросил все свое имение и жил в пустыне в большей, чем Сапожник, нищете, сие делание не удивило. Не в нем было его превосходство. Тогда он говорит Сапожнику: “Господь послал меня к тебе узнать, как ты живешь?” Смиренный Сапожник почитал Антония и, испугавшись такого слова, говорит: “Ничего я не делаю, а лишь работая, смотрю на проходящих мимо людей и помышляю: все спасутся, один я погибну”». Александрийский сапожник говорил ясно, так же кротко и прямо, как и Антоний, Сисой, Пимен и другие Отцы Церкви.

И все же сила их простой речи, как и скрытая ее глубина, остается за пределами тех, кто не имеет соответствующего опыта, то есть для всех, кто не испытал агонию ада и неспособен на самоосуждение. Но каждый, кто избежал горечи самоосуждения, по определению отделен от Духа Святого и божественной благодати, посылаемой Утешителем. Силуан в данном случае категоричен: «Господь… Сам научил меня, как надо смиряться. “Держи ум твой во аде, и не отчаивайся”. И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу»".

http://www.bogoslov.ru/text/1242902.html

Комментарии:  

 Автор  Тема:
Брат
Зарегистрирован: 25.08.2012 Откуда: Россия Сообщения: 1557 Предупреждения: 2
09.01.2014 17:56


Фрагмент лекции проф. А. И. Осипова на эту тему (5 мин.):
alexey957
Зарегистрирован: 20.10.2010 Откуда: Украина Сообщения: 5130 Предупреждения: 8
17.01.2014 23:22
Брат
Самокритика порождает раскаяние, ведет к покаянию, поражает врагов, освобождает нас от пут греха и делает смирившегося человека причастником Духа Святого.
Практика показывает что не всегда и даже редкое явление.Если обличениям Бога противятся то что говорить о самокритике.
Брат
Зарегистрирован: 25.08.2012 Откуда: Россия Сообщения: 1557 Предупреждения: 2
17.01.2014 23:45
alexey957
Практика показывает что не всегда и даже редкое явление.Если обличениям Бога противятся то что говорить о самокритике.
Речь идет о человеке не просто ругающем себя (это не покаяние), а именно о желании покаяться и смирить себя, осознать свое недостоинство перед бесконечно любящим Господом (тут самокритика очень уместна). Когда человек подготовлен и сам желает этого, а не извне некие люди хотят его "смирить", а он этого не хочет. 
alexey957
Зарегистрирован: 20.10.2010 Откуда: Украина Сообщения: 5130 Предупреждения: 8
18.01.2014 0:04
Брат
Речь идет о человеке не просто ругающем себя (это не покаяние), а именно о желании покаяться и смирить себя, осознать свое недостоинство перед бесконечно любящим Господом (тут самокритика очень уместна).
О какой самокритике может идти речь когда Апостол утверждает "15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех."
(Рим.7:15-20)Другое дело когда он обличаем Богом  смиряется, осуждает свои дела и оставляет грех но это не самокритика.
Брат
Зарегистрирован: 25.08.2012 Откуда: Россия Сообщения: 1557 Предупреждения: 2
18.01.2014 0:10
alexey957
О какой самокритике может идти речь когда Апостол утверждает
Здесь не о самокритике идет речь, а о постепенном обОжении человека, преображении из ветхого в нового. Греховная человеческая природа Апостола Павла не исчезла в одно мгновение, став чистой, а сопротивлялась. Это действие плоти - некой надстройки над человеческой душой, которая мешает в достижении святости и возрастанию во Христе Иисусе.
alexey957
Зарегистрирован: 20.10.2010 Откуда: Украина Сообщения: 5130 Предупреждения: 8
18.01.2014 0:29
Брат
человеческая природа Апостола Павла не исчезла в одно мгновение
Не верное утверждение" Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою."
(Фил.3:7)То что было раньше надо отвергнуть иначе ни о каком крещении Духом Святым не может быть и речи. В нечистое чистое не вливается.
Брат
Зарегистрирован: 25.08.2012 Откуда: Россия Сообщения: 1557 Предупреждения: 2
18.01.2014 0:35
alexey957
Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою."
(Фил.3:7)
Речь идет о иудейских верованиях Апостола Павла (он был фарисеем) и о его происхождении. Возможно, также и о его римском гражданстве. Кстати, вместо слова "тщета" там вообще стоит более грубый термин.
alexey957
Зарегистрирован: 20.10.2010 Откуда: Украина Сообщения: 5130 Предупреждения: 8
19.01.2014 11:24
Брат
Речь идет о иудейских верованиях Апостола Павла
Речь идёт не только о вере но и о том что для него было преимуществом в целом.

(С) 2008-2024, Христианский Форум.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua