коллив |
Когда появились Евангелия и когда Талмуд? |
Талмуд начал писаться ещё во 2 веке до н.э. Что касаемо греческих Евангелий, то определить их возраст намного сложнее, ведь их редактировали аж по 15 век. Единственное что известно, так это то что Папиас в начале 2в. описывает Евангелие от Матфея как собрание пророчеств (Metzger), что весьма далеко от современного текста. Авторы Евангелий неизвестны, авторство приписано. Юстин вообще не упоминает имен евангелистов. Все канонические тексты до 4в. рассматривались той или иной церквой как подделки(Metzger со ссылкой на Toland).
Лишь только где-то в 3в. из массы легенд, прототекстов и предполагаемых евангелий, стали вырисовываться подобия канонических текстов. Но даже и их процесс канонизации носил сугубо волюнтаристский характер. Еще между епископами Никейского Собора даже близко не было согласия о том, какие именно Евангелия считать ортодоксальными, не говоря уже о версиях текстов. Мнения крупнейших теологов диаметрально расходились: например, Юстин и его ученик Тациан выступали за композицию ("гармонию") нескольких известных текстов, в то время как Марцион Синопский требовал оставить только одно Евангелие, причем изъять оттуда все ссылки на Иудаизм. Теологические споры (влиявшие на тексты!) между слабо подготовленными, зачастую новообращенными епископами продолжались еще не менее нескольких веков. Stevenson приводит аргументацию Ireneus о четырех Евангелиях: "потому что есть четыре стороны света и четыре основных ветра".
Канонизация редактированных церквой греческих Евангелий, происходила не только не в результате откровений, но даже не в процессе теологических дискуссий. Выбор тех или иных текстов продиктован в значительной мере возможностью тех или иных теологов убедить императора. Фактически, близость к императору обеспечивала поддержку взглядов того или иного теолога. Хорошо известно, что после Никейского Собора ряд арийцев были отправлены в ссылку, а церковь приняла сторону Афанасия (концепция воплощения Б. в человеке) только в результате поддержки императора Константина - мягко говоря, слабого авторитета в области христианской теологии. Легко видеть, что Константин поддерживал наиболее понятные ему концепции - видимо, самые примитивные. Ведь он был до конца жизни, митраистом..