Друзья, спасибо всем принявшим участие в обсуждении этого вопроса. Ваше понимание во многом совпадает с моим. Здесь же я хочу поделиться со своей точкой зрения на эту тему:
Совесть представляет собой духовное желание действовать так, как повелевает религия и вера или, другими словами, внутреннее желание жить в соответствии с Божьим Законом. Поэтому те, у кого есть совесть, живут в мирном спокойствии и внутреннем блаженстве, когда поступают по совести, и в смятении, когда поступают против неё.
Можно привести примеры, поясняющие, что такое совесть. У
священника, охваченного духовным желанием учить истинам своё стадо для его
спасения, есть совесть. Но если он преследует другие цели, совести у него нет.
У судьи, который руководствуется только справедливостью и исходя из неё одной
судит, есть совесть. Но тот, чья единственная цель - получить взятку, помочь
друзьям и добиться благосклонности, совести не имеет. Далее, кто втайне
обладает тем, что принадлежит другому, и может нажиться на этом, не опасаясь
закона, бесчестия и позора, но возвращает всё, потому что это ему не принадлежит,
обладает совестью. Ведь он действует по справедливости ради самой
справедливости. То же самое, если кто-то может занять должность, но знает, что
другой человек, домогающийся этой должности, будет более полезен обществу, и
уступает должность ради общего блага, он обладает доброй совестью, и так далее.
Всякий, у кого есть совесть, всё, что говорит, говорит
чистосердечно, и всё, что делает, делает чистосердечно. Ибо его ум неразделен;
он говорит и действует в соответствии со своими понятиями и убеждениями о том,
что хорошо и истинно. Следовательно, тот, у кого больше истин веры, и кто более
проницателен, обладает более совершенной совестью по сравнению с тем, кто
просвещён в меньшей степени и чьё восприятие смутно. Именно в истинной совести
пребывает настоящая духовная жизнь человека, ибо в ней вера соединяется с
милосердием. Поэтому, когда такие люди поступают по совести, они поступают в
соответствии со своей духовной жизнью, а когда поступают против совести,
поступают против своей духовной жизни. Да и вообще, кто же не знает из
обыденной речи, что такое совесть? Когда мы говорим о ком-нибудь: "У него
есть совесть", - разве не имеем мы в виду, что он честный человек? И
наоборот, когда мы говорим о ком-либо: "У него нет совести", - не
подразумеваем ли мы, что он нечестен?"
Священное Писание говорит, что совесть может быть доброй:
1-е Петра 3:16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
немощной:
1-е Коринфянам 8:7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
порочной:
К Евреям 10:22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
чистой:
2-е Тимофею 1:3 Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью,