Roland
|
08.09.2017 22:11
А вообще я хотел показать на примере "сатаны-херувима осеняющего", какую чушь порет "пытание
постичь духовный смысл Слова" без библеистики и прочих элементарных знаний,в данном случае знания истории Древнего Востока, которая несомненно необходима для понимания ВЗ: "Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты
находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими
драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис,
сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в
гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения
твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на
то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты
совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в
тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое
исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого,
с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых
камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего
ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями
отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле
твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь,
который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами
всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты
сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки" (Иез.28:12-19).
Проведем уже известный нам эксперимент: не станем выдирать оного отрывка
из контекста главы, и увидим, что это второе "пророчество" адресовано
опять же не к сатане, а снова к человеку - царю города Тира.
"Сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит
Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости…" - и далее по
тексту.
Наименование царя Тира "печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом
красоты" в устах древнего еврея было вполне закономерным. Финикийский
город-государство Тир был одним из немногих, которые богатели не за счет
завоевательных походов, а за счет мирной торговли. Более того, Тирские
цари были столь мудры, что расположили свой город таким образом, что его
практически невозможно было захватить с суши, а с моря его защищал
сильнейший по тем временам оборонительный флот; следовательно, при всем
своем богатстве Тир был еще и неприступен для внешнего агрессора.
Далее начинается самое интересное. Из слов "Ты находился в Едеме, в саду
Божием" и "Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять" христианские
теоретики делают несомненный для себя вывод, что сатана был некогда
светлым ангелом и жил прямо у самого божьего престола. Однако, вывод сей
неверен по причине неверности предпосылки, из которого он сделан.
В силу своей неприступности, город Тир считался одним из самых
безопасных мест Ближнего Востока в древности. На это и указывают слова
"Ты находился в Едеме, в саду Божием", т.е. будто бы под особым
покровительством свыше. В русском языке существует аналогичная поговорка
"Как у Христа за пазухой", что означает надежное, недосягаемое укрытие.
А вот слово "херувим" уже прямо относится к области древней религиозной символики Востока.
Происходит оно от семитского корня "керуба" (в еврейском произношении
"керубим" - множественное число), и означает символ царской власти в
виде крылатого быка с человеческой головой. Корни его происхождения
лежат еще во временах родо-племенного строя, расслоение которого на
классы происходило в связи с накоплением материальных ценностей узким
кругом наиболее ловких и хитроумных особ. Среди оных материальных
ценностей ведущее место занимал крупный рогатый скот, источник мяса,
молока, шкур. Рост благосостояния зависел от количества скота, а
наиболее крупные скотовладельцы, таким образом, постепенно выбивались в
вожди и цари. Так бык стал символом не только воинской мощи, но и
богатства, плодородия и, в конечном счете, верховной власти. В образе
быка изображались боги и цари по всему Древнему Востоку. Например,
официальное обращение к фараону древнего Египта звучало так: "Мощный бык
Черной земли". Изображения богов-царей-быков, вроде древнеегипетского
Аписа или рогатой Исиды, было свойственно всем древневосточным регионам:
в Нимруде (Ассирия, IX в. до н.э.), в Кархемисе (Хеттское царство,
X-VII вв. до н.э.), в храме Айн-Дара (1200-950 гг. до н.э.), на
множестве ассирийских, вавилонских и финикийских печатей, храмов и
дворцов, перечислять которые тут просто не имеет смысла в силу их
великого множества.
"Керубим" в количестве двух штук, согласно библейскому повествованию,
были скопированы Моисеем во время исхода евреев из Египта для украшения
ими крышки священного ковчега. И не случайно. Его спутники были детьми
своей эпохи; доверяя Моисею, они должны были видеть у себя перед глазами
видимое символическое подтверждение того, что Моисей действительно
назначен свыше им в вожди. Изображениями "керубим" Соломон впоследствии
украшал внутреннюю часть Иерусалимского храма и собственного дворца.
Таким образом, херувим являлся собирательным образом духовной и светской
власти одновременно - царь как божественный ставленник. "Керуба"
возносился над простонародьем, он в буквальном смысле "осенял" царский
престол и подданных, копошившихся у его подножья.
Понятно, что с течением веком подлинный смысл слова "херувим" постепенно
терял свое значение. У еврейских пророков эти мифические существа, чаще
всего состоящие из частей тел различных животных (наиболее часто быка,
орла и льва) постепенно превращаются в реальных божьих служителей, якобы
славящих Яхве на небесах. В христианском учении херувимы уже входят в
сложную ангельскую иерархию, на досуге изобретенную святыми отцами
церкви. Таким образом, каменные и бронзовые языческие идолы постепенно превратились в христианских святых, которым церковь даже служит особые молебны как "безплотным силам" небесного отца.
Совершенно очевидно, что об этих церковных нововведениях древний пророк,
написавший "книгу Иезекииля", еще не догадывался. В этой книге
"херувимы" по-прежнему выступают в роли воплощения божественной власти, а
по отношению к царю Тира - еще и царской в языческом понимании.
Следовательно, в Иез.28:12-19 сатана не присутствует ни сном, ни духом.
Речь идет, как и в первом случае, о конкретном человеке, облеченном
царским достоинством.
"Твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями". Далее идет
перечисление стандартного набора самоцветов, "огнистых камней",
применявшихся для украшения царских одежд и корон. Без таких блестяшек и
побрякушек никто не принимал бы всерьез могущественного монарха,
особенно правителя такого богатого государства, как город Тир.
На каком-то этапе, утверждает пророк, в царе Тира обнаружилось
"беззаконие", которое выражалось в том, что он возгордился от своей
красоты и посредством тщеславия погубил свою мудрость. Иными словами, с
ним произошло примерно то же самое, что и с царем Вавилона, с той только
разницей, что Вавилонский царь испытывал головокружение от своих
громких военных побед, а Тирский царь - от своей успешной торговли. Да,
да, именно торговли: "От обширности торговли твоей внутреннее твое
исполнилось неправды, и ты согрешил…" Если предположить на миг, что речь
тут идет таки о сатане, то останется только безуспешно ломать голову
над вопросом, с кем же торговал сатана еще до появления человечества?
Какой валютой с ним расплачивались за его товары? И что это были за
товары? Христианских теоретиков с полным правом можно будет назвать героями веры, если они когда-нибудь придумают ответы на эти вопросы.
Наконец, в пользу того, что 28 глава книги Иезекииля ни словом не
упоминает о диаволе-сатане, говорит ее вступление: "…ты говоришь: "я
бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей", и будучи человеком, а
не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим…" (ст.2) Вот так: "…будучи человеком…",
а не богом, сатаной или каким-нибудь еще духовным безплотным существом.
И, как с обычным человеком, с ним расправятся такие же люди из плоти и
крови: "Вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они
обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой"
(ст.7)
Для того, чтобы изречь такое "пророчество", опять же, вдохновение свыше
совсем необязательно. Блеск золота во все времена манил к себе хищников
всех мастей; для пророка вполне логично было предположить, что рано или
поздно Тир все же будет кем-то захвачен и разграблен. Что и произошло в
IV в. до н.э., во время нашествия армии Александра Македонского на
Ближний Восток.
Итак, миф о "восстании сатаны и его свержении с неба", якобы
"содержащийся в Ветхом завете", развенчан. Что же на самом деле говорит
ВЗ об этом злобном духе? ... Сон разума или Откуда взялся сатана? |
Вот такие вот "знающие христиане" Разумеющий да разумеет.
Сообщение отредактировал Roland - 08.09.2017 22:27
|