Богуслав |
Уважаемая Антонина Егоровна, ноги моют не потому что это ноги, а для того, чтобы они были чисты, ибо они загрязнились. |
Да, в Палестине в Ветхозаветные времена умывали ноги гостю. Но Иоанн описывает совсем другой случай.
Почему Христос умыл ноги ученикам и почему сказал Петру, что если не умоет ног ему, то Петр не будет иметь части со Христом? Он дал нам пример того, что мы должны делать перед причастием.
Мы помним Быт. 3:15 "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту". Так вот, Христос сказал еще, что умытому нужно только ноги умыть.
Когда мы крестимся, то ветхий человек наш умирает, из прообраза могилы Христа - воды мы восстаем новыми человеками с обещанием Богу доброй совести. Мы омыты. Мы омыты Кровью Христа. А вот в процессе своего следования за Христом нас сатана жалит в пяту, ибо нога есть символ хождения. То есть, мы согрешаем и-за нашей слабости, недопонимания чего- либо и т.д., то есть, наши согрешения, как репьи, пристают на нашу пяту. Вот от этих согрешений и омываем мы друг другу ноги перед причастием, ибо принимать причастие мы должны уже чистыми, ибо причастие - принятие символов плоти Христа - безквасного хлеба есть соединение со Святым Богом, а принятие символа Его Крови, пролитой на кресте, - виноградного сока, -это принятие в себя жизни Христа.
Мы знаем, что грешник перед Богом не может появиться, поэтому с налипшими на пяту согрешениями Петр не смог бы быть принят Христом, поэтому Христос и сказал ему, что не будет иметь части Петр со Христом, если Он не умоет ему ноги.
И еще один аспект омытия ног - тот, КТО омывает другому ноги - смиряется; а тот, КОМУ омывают ноги - очищается символически от согрешений.