Ігор Чернешенко |
Те, що можна показати із Писання, чи то прямими заповідями, чи то принципами, чи логічними аргументами, які будуються на Біблії, то це є воля Бога і не піддається оскарженню або людському хочу/не хочу.
Якщо не можна однозначно із Писання довести, або показати, що це Богу подобається або не подобається, то швидше за все, треба говорити про питання думки. |
Я думаю, что это главный критерий, если не единственный. Если из четко, категорично и несомненно доказуемо, что только так, и никак иначе, то это вопрос учения. Но если есть варианты, то есть существует возможность альтернативного трактования, обоснованная объективно, то это вопрос мнений.
Но и здесь есть свои нюансы.
Во-первых, вопрос объективности очень субъективен :) То есть, что для одного ясно, понятно и категорчески безальтернативно (в сысле толкований - нет альтернатив, "так и только так"), то для другого часто имеет место быть: "но ведь это еще можно понять и таким вот образом..."
Во-вторых, здесь играют роль инструменты толкования, которые определяют, насколько одназначен или неоднозначен тот или иной вопрос. Насчет прямых заповедйе оно полегче, но вот насчет принципов и логических выводов...
Несколько практических примеров.
1) В общине может быть только один старейшина?
Традиционно мы считаем, что нет, логика такая: всякий раз старейшины упоминаются в большинстве, поэтому вывод: старейшина один быть не может. Но вот вопрос: на основании чего мы можем сказать, что одни только упоминания некоторых фактов подобного рода являются достаточной причиной для однозначного вывода? Если только на основании человеческой логики, то этого маловато будет. Я встречался с использованием такого подхода для решения другого вопроса: может ли быть в одном городе больше, чем одна община Церкви? Ответ - нет. Обоснование, которое мне предоставили: в Новом Завете всегда упоминается только одна церковь в одном городе. То есть, подход тот же, что и в случае со старейшинами.
2) Покрывало для молящейся женщины-христианки. С одной стороны, в тексте вроде есть обоснования для вывода, что женщина должна это делать, с другой, есть вопросы, на которые ответы неоднозначны. Например, обоснование, приводимое Павлом, не касается местных традиций (1 Кор. 11:7-9, сравните с 1 Тим. 2:13). С другой стороны есть свои вопросы.
3) Может ли женщина учить мужчин? С одной стороны однозначно - нет (1 Тим. 2:12). С другой стороны, кто-то на основании 1 Тим. 3:15 считает, что это относится только к мужчинам верующим.
Вот в этих примерах, как определить, что однозначно, а что нет?