ира2473 |
Евреи опасались чтобы не нарушить 3-ю заповедь и перестали употреблять имя YHWH. Вместо этого имени они начали употреблять еврейское слово Adonai (мой Господь), которое в Греческом переводе - Kyrios. Это титул, который употреблялся для людей (господин). |
СТАТЬЯ(Окончание): КОГДА И ПОЧЕМУ ЕВРЕИ ПЕРЕСТАЛИ ПРОИЗНОСИТЬ ИМЯ ИЕГОВЫ
СВЕДЕНИЯ О ТОМ ЧТО ИМЯ МОЖНО УСЛЫШАТЬ ТОЛЬКО В ХРАМЕ ОТНОСЯТСЯ К 1 ВЕКУ Н. Е. известны из еллинизированных (Филон), или фарисейских (Флавий) источников.
Филон писал, что любому кто несвоевременно произносит имя Бога, нужно позволить понести наказание смерти. Так же он писал, что имя можно было услышать только в храме. Но это не означает, что имя вообще не использовалось вне храма обычными евреями. Скорее Филон выражал пожелание, каким должно быть наказание за произношение имени. Но поскольку Иудея находилась под властью Рима, да и сам Филон жил в Александрии, у евреев не было возможности наказать кого-либо за произношение имени смертью, не нарушив римский закон.
ЗАПРЕТ НА ПРОИЗНОШЕНИЕ ИМЕНИ ИЕГОВЫ УЖЕСТОЧИЛСЯ ВО II ВЕКЕ Н. Е. В талмудическом трактате Санхедрин приведены слова законоучителя того времени аввы Саула: «Вот, кто не будет иметь части в будущем веке: кто говорит, что воскресение мертвых не может быть доказано из Торы, и что Тора не с неба… Авва Саул сказал: (также тот сюда принадлежит) кто имя Божие произносит его буквами». Очевидно, это высказывание было направлено против саддукеев, которые могли использовать имя. НЕКОТОРЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ СЧИТАЮТ, ЧТО РЕЧЬ ВООБЩЕ ИДЕТ О УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЕНИ В МАГИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ. (Cohon S. S.)
УЖЕСТОЧЕНИЕ ЗАПРЕТА НА ПРОИЗНОШЕНИЯ ИМЕНИ И ПРИДАНИЕ ЕМУ НОРМАТИВНОСТИ В РАМКАХ ТАЛМУДИЧЕСКОГО ИУДАИЗМА ОЧЕВИДНО НАЧАЛОСЬ ПОСЛЕ РАЗРУШЕНИЯ ХРАМА В 70 ГОДУ Н. Е.
Римские власти стали преследовать иудеев, и те были вынуждены хранить свои религиозные знания в тайне.
Имя больше не произносилось первосвященником и стало передаваться тайно от учителя ученикам. Разрушение храма повлекло за собой серьезные изменения в религиозной жизни евреев. Синагоги и раввинские школы стали теперь главным центром религиозной жизни и авторитет учителей возрос, а значит и возрос авторитет традиций, которых те придерживались.
Ко II веку относится и первый описанный случай наказания за произношение имени Бога: К тому же II веку принадлежит и сообщение о смертном приговоре, вынесенном рабби Ханину бен Терадиону:
«Когда привели Рабби Ханина бен-Терадиона, то спросили его: почему ты занимаешься Торой?
ОН ОТВЕТИЛ: ПОТОМУ ЧТО YHWH, МОЙ БОГ, ПОВЕЛЕЛ МНЕ. ТОТЧАС ЖЕ РЕШИЛИ ЕГО СЖЕЧЬ…
Почему постановили над ним приговор смерти сожжением? Потому что он божественное имя произнес его буквами» (Aboda Sara 17b – 18a).
История рабби Ханина бен Террадиона заслуживает более детального анализа. В соответствии с Талмудом, Ханин и другой раввин Элизер бен Барту, были схвачены римлянами и преданы суду. Элизеру удалось оправдаться, а Ханин вместе с женой был сожжен, а его дочь была отдана в публичный дом, но затем выкуплена родственниками. ТАЛМУД ОБЬЯСНЯЕТ СУРОВОСТЬ ЭТОГО НАКАЗАНИЯ ТЕМ, ЧТО ХАНИН ПРОИЗНЕС ИМЯ БОГА НА СУДЕ В ПРИСУТСТВИИ ЯЗЫЧНИКОВ.
Это объяснение указывает на то, что ЕВРЕЙСКИЕ МУДРЕЦЫ ПЫТАЛИСЬ СОХРАНИТЬ ИМЯ БОГА В ТАЙНЕ ОТ ЯЗЫЧНИКОВ И УЖЕСТОЧИЛИ ЗАПРЕТ НА ЕГО УПОТРЕБЛЕНИЕ.
Цель истории с Ханином бен Терадионом – запугать евреев, что бы они не произносили имя Бога.
Талмудическое описание истории Ханина вызывает ряд сомнений. Например, в Талмуде написано, что ХАНИН ПРОИЗНЕС 42 БУКВЕННОЕ ТАЙНОЕ ИМЯ БОГА, ЧТО ЯВНО УКАЗЫВАЕТ НА ВЛИЯНИЕ КАББАЛЫ.
Очевидно, Ханин бен Террадион честно и смело признался на суде почему изучает Тору и обучает ею учеников. В этом признании он произнес имя Бога, что говорит о том, что некоторые еврейские учителя все же использовали имя не только тайно. Именно за изучение Торы и обучение учеников Ханина бен Терадиона и сожгли. Возможно, судьи были возмущены наглостью его признания и вынесли очень суровый приговор. В последствии историю Ханина, использовали раввины, что бы подтвердить запрет на произношение имени Бога.
В условиях гонений со стороны Рима и желании законоучителей сохранить имя в тайне, его использование практически полностью прекратилось. Сначала его сообщали лишь достойным, потом учителя стали передавать его ученикам раз в 7 лет. В ТАЛМУДЕ ЕСТЬ СВЕДЕНИЯ, ЧТО В IV ВЕКЕ Н. Е., ИМЯ БЫЛО ВСЕ ЕЩЕ ИЗВЕСТНО ОТДЕЛЬНЫМ РАВВИНАМ.
Но не все евреи были последователями раввинистчиеского (талмудического) иудаизма. Существовали отдельные группы евреев, которые придерживались только Закона, и ОТВЕРГАЛИ УСТНУЮ ТОРУ – САДДУКЕИ, А ПОТОМ КАРАИМЫ. Среди караимов по поводу использования имени не было согласия. Произносившие имя караимы жили в Персии, которая находилась далеко от раввинских центров в Галилее и Вавилоне. ПО ЭТОМУ, ЭТА ГРУППА ЕВРЕЕВ БЫЛА ЗАЩИЩЕНА ОТ ВЛИЯНИЯ РАВВИНСКИХ НОВОВВЕДЕНИЙ ВПЛОТЬ ДО VII ВЕКА Н. Е. (Gordon N.) .
Из выше сказанного можно сделать вывод, что хотя идея о полном или частичном запрете произношения имени Бога возникла, по-видимому, во II веке до н. е., окончательно запрет оформился и стал обязательным для большинства евреев только в период талмудического иудаизма.
Среди разных иудейских религиозных направлений (саддукеи, фарисеи, ессеи) не было единомыслия относительно использования имени Бога. Разногласия были и в середине этих групп. К сожалению все это проливает мало света на вопрос, как использовали имя обычные евреи, которые не учились в раввинских школах.
ОТВЕТ НА ЭТО ВОПРОС ОЧЕНЬ ВАЖЕН ДЛЯ ХРИСТИАН. В традиционном христианстве одним из аргументом против использования имени Иеговы, является то что якобы Иисус и апостолы не произносили имя.
В подтверждение этой мысли, богословы заявляют, что если бы Иисус или апостолы произносили имя Иеговы публично, то их неминуемо обвинили бы в этом. А раз нет таких обвинений, то Иисус и апостолы следовали тем традициям, в которых были воспитаны.
Но гораздо вероятнее, что все было на оборот. Как мы уже видели, среди разных направлений иудаизма не было единого мнения относительно запрета на произношение имени, не существовало единой традиции. А значит и обвинить человека в том, что он произносит имя Бога было проблематично. Очевидно, человека можно было наказать, изгнать из синагоги, только за непочтительное отношение к имени Бога.
Но МОЖНО ЛИ БЫЛО СЧИТАТЬ НЕПОЧТИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕ ИМЕНИ ИЕГОВЫ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ИИСУСОМ СВИТКА ИСАИИ?
ИИСУС ПРОПОВЕДОВАЛ ЕВРЕЯМ, И ЕГО НЕЛЬЗЯ БЫЛО ОБВИНИТЬ, ЧТО ОН ОТКРЫВАЕТ ИМЯ ЯЗЫЧНИКАМ.
Кроме того, следует учесть, что далеко не все разговоры Иисуса с фарисеями, не все их обвинения и претензии были записаны евангелистами. Против Иисуса выдвигалось гораздо более серьезное обвинение, чем произношение имени – он обвинялся в богохульстве, так как называл себя Мессией. Для того что бы избавиться от Иисуса, фарисеи и саддукеи должны были выработать обвинение, которое не вызвало бы разногласий между ними, и было достаточно серьезным, что бы к нему прислушались и римские власти.
Нарушение устного закона, в том числе и обвинение в произношении имени тут явно не годились. Такие обвинения вызвали бы споры между фарисеями и саддукеями, и явно не заинтересовали бы римского прокуратора.
А вот титул Мессии – Царя, явно давал повод обвинить Иисуса в попытке захватить власть. И именно это обвинение и было использовано против Иисуса в итоге. ТАК ЧТО ЗАЯВЛЕНИЕ БОГОСЛОВОВ, ЧТО ИИСУС НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ИМЯ ИЕГОВЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ИУДЕЙСКОМ ЗАПРЕТЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ ИМЕНИ, ЛИШЕНЫ ДОСТАТОЧНЫХ ОСНОВАНИЙ.
Библиография
Cohon S. S.: The Name of God in Rabbinic Theology.
Gordon N.: The Ban on the Divine Name.
Gordon N.: The Pronunciation of the Name.
Kochler K. (1931): Studies, Adresses and Personal Papers. New-York.
Белавин Валентин: О запрете произношения Имени ЙГВГ. "Ставрос".
Гумеров Афанасий, священник (2005): Вопрос об именах Божиих. Ответ на вопрос. Православие. Ru, updated on 3/25/2005.
Кабанов В. А. (2011): Тетраграматон. Москва: "Библеист".
Пестов Н. Е. (2001): Современная практика православного благочестия. Том I. Санкт-Петербург.
Феофан (Быстров), святитель (1905): Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя. Санкт-Петребург.
Фурули Р. (2011): Как богословие и предвзятость влияют на перевод Библии. Москва: "Библеист".
Подольский Барух (2011): ИМЯ БОЖИЕ.
Порублев Н. В: Организация Свидетелей Иеговы в свете истории и учения Библии