Мир вам и дому вашему
Поиск по форуму:

Библия, толкование и вера

Автор
Тема:
Citya
Зарегистрирован: 13.03.2014 Сообщения: 4887 Предупреждения: 1
17.12.2019 18:18
ира2473
Евреи опасались чтобы не нарушить 3-ю заповедь и перестали употреблять имя YHWH. Вместо этого имени они начали употреблять еврейское слово Adonai (мой Господь), которое в Греческом переводе  - Kyrios. Это титул, который употреблялся для людей (господин).

СТАТЬЯ(Продолжение):
 

КОГДА И ПОЧЕМУ ЕВРЕИ ПЕРЕСТАЛИ ПРОИЗНОСИТЬ ИМЯ ИЕГОВЫ


     


Для того, что бы изменения в религиозном мировоззрении евреев периода Второго Храма, привели к появлению запрета нужно было время. Вряд ли такой запрет был единодушно принят всеми евреями, учитывая, что последние были рассеяны на огромной территории от Вавилона до Греции. Митрополит Илларион (Алфеев), в согласии со мнением большинства, пишет что употребление имени прекратилось не позднее 3 века до н. е. Караимский исследователь Неемия Гордон указывает что запрет появился в середине 2 века до н. е.. Некоторые апологеты традиционного христианства, например Т. Петжик, , Белавин и др, в полемике со свидетелями Иеговы стараются доказать, что запрет стал нормативным до начала нашей еры, и уже в 1 веке имя Иеговы полностью исчезло из употребления. Причиной отстаивания подобных взглядов, является убеждение, что Иисус и апостолы не употребляли имя Иеговы, следуя иудейской традиции. Датировка появления запрета произношения имени Бога к IV-III веками до н. е., объясняется тем, что в III веке до н. е., был сделан перевод Еврейских писаний на греческий – Септуагинта. РАНЬШЕ СЧИТАЛОСЬ, ЧТО В ЭТОМ ПЕРЕВОДЕ ВМЕСТО ИМЕНИ ИЕГОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНО СЛОВО“КИРИОС” – “ГОСПОДЬ”. НО БЫЛИ НАЙДЕНЫ РУКОПИСИ, ДАТИРОВАННЫЕ I ВЕКОМ ДО Н. Е - I ВЕКОМ Н. Е, В КОТОРЫХ ИМЯ БОГА ПЕРЕДАВАЛОСЬ ЕВРЕЙСКИМИ БУКВАМИ. Так же есть рукописи где имя Иеговы транслитерировано на греческий манер – ІАО. Это может свидетельствовать о том, что существовало несколько традиций передачи имени Бога в Септуагинте, НО БОЛЬШИНСТВО ИСЛЕДОВАТЕЛЕЙ СОГЛАСНЫ, ЧТО ИЗНАЧАЛЬНО В СЕПТУГИНТЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИ НАПИСАНИЕ ИМЕНИ БОГА ЕВРЕЙСКИМИ БУКВАМИ.

Появление идеи, что имя Бога нельзя произносить не означало, что она сразу стала общепринятой и нормативной. Есть мнение, что сразу после плена появилась тенденция реже употреблять имя Иеговы. (Розель, Encyclopedia of the Dead Sea Scrolls).

ФУРУЛИ ПРОВЕЛ ПОДСЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВ «ЙГВГ», «АДОНАЙ» И «ЭЛОГИМ» В БИБЛЕЙСКИХ КНИГАХ НАПИСАННЫХ ПОСЛЕ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНА И ОБНАРУЖИЛ, ЧТО ПОДОБНОЕ МНЕНИЕ ОДНОЗНАЧНО НЕ ВЕРНО.

ИМЯ ИЕГОВЫ ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ И ПРИ НАПИСАНИИ ПОСЛЕДНИХ КНИГ БИБЛИИ, ОТСУТСТВУЕТ ОНО ТОЛЬКОВ КНИГЕ ЭСФИРЬ, ГДЕ НЕТ ТАК ЖЕ СЛОВ «АДОНАЙ» И «ЭЛОГИМ».

В книгах Ездры и Неемии «ЙГВГ» используется реже чем «элогим», но это говорит лишь о том что для ситуаций в которых писались эти книги, для авторов было болем естественно использовать слово «элогим».

В книгах Захарии и Малахии имя Иеговы на оборот используется гораздо чаще по сравнению с книгами довавилонского периода. Так же Фурули обращает внимание на то, что в период после Вавилонского плена стают более распространенными теофорные имена – производные от ЙГВГ.(Фурули Р. 2011) .

Введение запрета на произношение имени Иеговы связывают с первосвященником Симоном Праведником( 4 век до н. е), который, якобы ввел правило не произносить имя Иеговы в Храме, кроме празника Йом-Кипур (Тосефта Сота XIII, 8 и Йома 39Б.) На основании авторитета Симона, Белавин заявляет, что «все группы внутри иудаизма Второго Храма (эллинисты, фарисеи, саддукеи и ессеи) придерживались единой традиции».

 Фрагменты Талмуда, на которых основаны утвердения о роли Симонов в возникновении запрета произношения имени Бога мнение, и противоречат другим талмудическим традициям. Из них можно сделать вывод, что имя перестало произносится в Храме после смерти Симона в течении года, или нескольких лет, а не о том что ИМЯ ПЕРЕСТАЛО ПРОИЗНОСИТСЯ ВООБЩЕ.

К. Колер в своей статье замечает, что традиция указывает лишь на то, что Божье имя не произносилось в храме во время благословения первосвященика. С.С. Коон пишет, ЧТО ИМЯ ПЕРЕСТАЛИ УПОТРЕБЛЯТЬ В ХРАМЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ СИМЕОНА ПРАВЕДНИКА, ИЗ СООБРАЖЕНИЯ ПОЧТЕНИЯ ИЛИ ПОД ДАВЛЕНИЕМ ГОНЕНИЙ СО СТОРОНЫ ГРЕКОВ, НО КОГДА ОПАСНОСТЬ МИНОВАЛА УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ВОЗОБНОВИЛОСЬ. (Kochler K. 1931) .

Как произносилось имя в Храме также доподлинно неизвестно. ПО ОДНИМ СВИДЕТЕЛЬСТВАМ МИШНЫ ИМЯ ПРОИЗНОСИЛОСЬ ТАК ГРОМКО, ЧТО ЕГО МОЖНО БЫЛО УСЛЫШАТЬ В ИЕРЕХОНЕ ((Мишна, Тамид3:8), по другим – имя произносилось неразборчиво, так что слышать его могли ближайшие к первосвященику люди.
 
Мишна и Талмуд действительно не дают указаний когда прекратилось произношении имени. Так, согласно Мишне, «ПРЕДПИСЫВА-ЕТСЯ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ИМЕНЕМ БОГА, ИБО НАПИСАНО (Руфь 2:4): „Вооз сказал жнецам: «ДА БУДЕТ YHWH С ВАМИ!»“» (Мишна, Берахот9:5). Филькинштейн приводит отрывок очевидно, со времен когда имя еще произносилось:

«Тот, кто начинает молитву с йод хе [т. е. фактически произнося тетраграм-матон] и заканчивает на йод хе [в восхвалении] – мудрец. [Тот, кто начина -ет] с йод хех и заканчивает на алеф ламед [условное обозначение слова ʼelōhim], – невежда. [Тот, кто начинает] с алеф ламед и заканчивает на алеф-ламед, – следующий иному пути [то есть сектант]» 

«Крестящие утром говорят: «Мы недовольны вами, о фарисеи, потому что вы произносите Имя перед омовением». На что фарисеи отвечают: «Мы недовольны вами, о крестящие утром, потому что вы упоминаете Имя с телом, содержащим нечистоту».

Последняя цитата позволяет приблизительно определить время появления запрета. Фарисеи появились во 2 веке, значит, ДИСКУССИЯ НАСЧЕТ ПРОИЗНОШЕНИЯ ИМЕНИ ВОЗНИКЛА В 1 ВЕКЕ ДО Н. Е, и ПО МНЕНИЮ ФУРУЛИ, МОГЛА ПРОИСХОДИТЬ ДАЖЕ В 1 ВЕКЕ Н. Е, ВО ВРЕМЕНА ИИСУСА.

В 168 году до н. е. Антиох IV Епифан, издал ряд указов против евреев, запрещающих чтение Торы, обрезание, соблюдение субботы и обязывающих каждого еврея приносить в жертву свинью Аполлону и Зевсу.

ПО ВИДИМОМУ ЭТИ УКАЗЫ ТАК ЖЕ ЗАПРЕЩАЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕНИ ИЕГОВЫ. Политика Антиоха IV привела к восстанию Хасмонеев под руководством Иуды Макковея.

В 165 ГОДУ ДО Н. Е. ХАСМОНЕИ ОДЕРЖАЛИ ПОБЕДУ И ОТМЕНИЛИ ГРЕЧЕСКИЕ УКАЗЫ. С ЦЕЛЬЮ ВОССТАНОВИТЬ ПОКЛОНЕНИЕ ИЕГОВЕ ОНИ ВЫДВИНУЛИ ТРЕБОВАНИЕ, ЧТО БЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ КАЖДОГО ДОГОВОРА ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ ИМЯ ИЕГОВЫ. Это вызвало протесты со стороны фарисеев, которые, в конечном счете, добились запрета использования имени в договорах. Представители династии Хасмонеев были саддукеями, которые отвергали устные предания фарисеев настаивали только на соблюдении Закона Моисея. Это конечно вызывало серьезные противостояния между саддукеями и фарисеями, И ХОТЯ ПОСЛЕДНИМ УДАЛОСЬ ДОБИТЬСЯ ЗАПРЕТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМЕНИ В ДОГОВОРАХ, ОЧЕВИДНО ЭТО НЕ ПОДРАЗУМЕВАЛО ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ. (Gordon N.)

В качестве доказательства существания запрета на произношения имен в эпоху Второго храма Белавин приводит пример Кумранской общины, основанной ессеями и высказывание Филона Александрийского. В уставе Кумранской общины (первая половина 2 века до н. е.) действительно содержится запрет на произношение имени Бога: «Кто внятно произносит Имя, (которое) почитается превыше всего […] либо для богохульства, либо под тяжестью неудач, или по любой другой причине, […] или читая книгу, или благословляя, будет исключен и не вернется обратно в Совет общины».

Этот текст поврежден, и нет возможности точно установить действительно ли запрещалось любое употребление имени. Анализ употребления имени Иеговы во небиблейских рукописях Кумранской общины показывает, что представители общины избегали даже писать имя Бога.

С другй стороны есть и случаи положительного упоминания имени Бога. Из этого можно заключить, что в самой общине существовали разные взгляды на употребления имени Иеговы. ТАК ЖЕ АНАЛИЗ РУКОПИСЕЙ КУМРАНСКОЙ ОБЩИНЫ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО СЛОВО «АДОНАЙ» И «ЕЛЬ» НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ ДЛЯ ЗАМЕНЫ ИМЕНИ ИЕГОВЫ, А БЫЛИ ДОПОЛНЕНИЕМ К ИМЕНИ. (Фурули Р. 2011) .

Как пример нормативности запрета произношения имени Бога, Кумранская община НЕ УДАЧНА, поскольку БЫЛА ЗАМКНУТОЙ, похожей на монастырь группой сектантского типа, не похожей по укладу и образу жизни на другие еврейские религиозные группы. (Gordon N.)

Очевидно, что в разных религиозных направлениях иудаизма периода Второго Храма, были различные точки зрения на использование имени ИеговыСАДДУКЕИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ИМЯ, ФАРИСЕИ ЗАПРЕЩАЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИМЯ В ДОГОВОРАХ, НО ПРОДОЛЖАЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО В МОЛИТВАХ И ДРУГИХ СФЕРАХ ЖИЗНИ, ЕССЕИ ЗАПРЕЩАЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИМЯ ПОЛНОСТЬЮ, И НЕКОТОРЫЕ ДАЖЕ ИЗБЕГАЛИ ПИСАТЬ ЕГО.

О ЕДИНОДУШИИ В ОТНОШЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМЕНИ НЕ БЫЛО И РЕЧИ не только между направлениями, но даже в рамках самих направлений.

Возможно, противоборством между саддукеями и фарисеями объясняется и изменения в произношении имени в Храме. Постепенно возрастающее влияние фарисеев могло привести к тому, что имя стали произносить нечетко. Фарисеи, помня о временах Антиоха IV, старались защитить закон, создавая все новые и новые правила и ПЫТАЛИСЬ ЗАЩИТИТЬ ИМЯ БОГА ОТ ОСКВЕРНЕНИЯ ЯЗЫЧНИКАМИ.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ..................

Вернуться к дискуссии

(С) 2008-2024, Христианский Форум.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua