Другие доказательства неодушевленности. Еще одно доказательство, опровергающее то, что святой дух — личность, состоит в том, что он упоминается наряду с другими неодушевленными предметами, например с водой и огнем (
Мф 3:11;
Мк 1:8); о христианах говорится, что они крестятся «святым духом» (
Де 1:5;
11:16). Люди поощряются исполняться духом, а не вином (
Эф 5:18). Кроме того, о людях говорится, что они исполнены духа, а также мудрости, веры (
Де 6:3,
5;
11:24) и радости (
Де 13:52); святой дух упоминается в одном ряду с подобными качествами во
2 Коринфянам 6:6. Все это было бы нелогично, будь святой дух божественной личностью. К тому же о духе говорится, что он «свидетельствует» (
Де 5:32;
20:23), однако то же самое говорится о воде и крови в
1 Иоанна 5:6—8. Хотя в одних стихах сказано, что дух «говорит» или «свидетельствует», из других стихов видно, что он говорит не сам, а через людей. (
Евр 3:7;
10:15—17;
Пс 95:7;
Иер 31:33, 34;
Де 19:2—6;
21:4;
28:25.) Это можно сравнить с радиоволнами, с помощью которых от человека, говорящего в микрофон, передается сообщение людям, находящимся от него на расстоянии. Они слышат его голос, «говорящий» через громкоговоритель. Посредством святого духа Бог доносит свою весть и волю до умов и сердец своих служителей на земле, которые, в свою очередь, передают их другим.
Сила в действии. Поэтому в тех случаях, когда слова ру́ах и пне́ума относятся к Божьему святому духу, под ними подразумевается невидимая действующая сила Бога, посредством которой он осуществляет свои замыслы и волю. Этот дух свят, потому что исходит от Него, а не от земного источника, и, как «дух святости», он отделен от всего порочного (
Рм 1:4). Это не просто сила, или энергия, которой Иегова обладает. Когда речь идет о такой силе, которую можно сравнить с потенциальной энергией, в Библии используются еврейское слово ко́ах и греческое слово ди́намис. С этими словами, иногда в параллелизме, используются слова ру́ах и пне́ума, и это указывает на то, что между ними есть как сходство, так и различие (
Мх 3:8;
Зх 4:6;
Лк 1:17,
35;
Де 10:38). Основное значение греческого слова ди́намис — «способность производить движения и действия». Такая сила, или энергия, может находиться в состоянии покоя внутри кого-либо или чего-либо. А пне́ума — это сила в действии, или сила, которая воздействует на одушевленный или неодушевленный объект; ее можно определить как «влияние, которое производит действие или которое направлено на то, чтобы приводить в движение или менять движение». Так, ди́намис можно сравнить с энергией, или зарядом, в батарейке, а пне́ума — с электрическим током, поступающим из батарейки. Хотя на русский язык оба еврейских и оба греческих слова переводятся словом «сила», важно помнить о разных значениях этих слов на языках оригинала.
Роль в сотворении. Иегова Бог сотворил материальную Вселенную посредством своего духа, или действующей силы. В отношении планеты Земля на ранних этапах ее формирования говорится: «Действующая сила Бога [или «дух» (ру́ах)] носилась над поверхностью вод» (
Бт 1:2). В
Псалме 33:6 сказано: «Словом Иеговы сотворены небеса, и духом его уст — все их воинство». Словно мощное дыхание, Божий дух может быть послан, чтобы воздействовать на что-либо, хотя при этом отсутствует физический контакт. (Ср.
Исх 15:8,
10.) Если ремесленник, производя что-либо, применяет силу своих рук и пальцев, то Бог использует свой дух. Поэтому о духе Бога также говорится как о его «руке» или «пальцах». (См.
Пс 8:3, сноска;
19:1; Ср.
Мф 12:28 с
Лк 11:20, сноска.)
Сегодня ученые говорят о материи как об организованной энергии, своего рода сгустках энергии, и признают, что «материю можно преобразовать в энергию и энергию — в материю» (The World Book Encyclopedia. 1987. Т. 13. С. 246). То, что люди смогли узнать о необъятной Вселенной с помощью телескопов, дает лишь слабое представление о неисчерпаемом источнике энергии, который есть у Иеговы Бога. Пророк написал: «Кто измерил дух Иеговы?» (
Иса 40:12, 13, 25, 26).
Источник жизни всех живых созданий; наделяет репродуктивной способностью. Не только неодушевленные творения, но и все живые создания обязаны своим существованием и жизнью действию духа Иеговы. Он произвел первых живых организмов, от которых произошли все живущие сегодня существа. (
Иов 33:4) С помощью святого духа Иегова восстановил репродуктивную способность Авраама и Сарры, поэтому об Исааке можно сказать как о «рожденном по духу» (
Гл 4:28, 29). Посредством духа Бог также перенес жизнь своего Сына с небес в утробу иудейской девушки Марии, сделав возможным зачатие (
Мф 1:18,
20;
Лк 1:35).
Дух, действующий на благо служителей Бога. Одно из главных действий Божьего духа связано с его способностью что-то сообщать, разъяснять и открывать. Поэтому Давид мог сказать в молитве: «Научи меня исполнять твою волю, потому что ты мой Бог. Твой дух благ, да ведет он меня по земле честных» (
Пс 143:10). Задолго до этого с помощью Бога Иосиф истолковал пророческие сны фараона. Правитель Египта признал, что в Иосифе действовал дух Бога (
Бт 41:16,
25—39). Способность духа проливать на что-либо свет особенно видна в пророчествах. Как показывает апостол, пророчества не происходили от чьих-либо истолкований обстоятельств или событий; они не были плодом врожденной способности пророков объяснять их смысл и значение или предвещать грядущие события. Напротив, их высказывали люди, «движимые святым духом»: действующая сила Бога направляла, побуждала и вела этих людей (
2Пт 1:20, 21;
2См 23:2;
Зх 7:12;
Лк 1:67;
2:25—35;
Де 1:16;
28:25; см. ПРОРОК; ПРОРОЧЕСТВО). Кроме того, все вдохновленное Писание было «вдохновлено Богом» — так переводится греческое слово тео́пнеустос, которое образовано от слов «Бог» и «дышать» (
2Тм 3:16). Дух действовал различным образом: он передавал тем людям вести, направлял их, иногда давал им видения и сны (
Иез 37:1;
Ил 2:28, 29;
Отк 4:1, 2;
17:3;
21:10), но во всех случаях он влиял на их ум и сердце, побуждая и ведя их в согласии с Божьим замыслом (
Дан 7:1;
Де 16:9, 10;
Отк 1:10, 11; см. ВДОХНОВЕНИЕ).
Следовательно, Божий дух не только передает откровения и наделяет пониманием воли Бога, но и придает сил его служителям, чтобы они могли действовать в согласии с Божьей волей. Этот дух служит движущей силой, которая их побуждает; так, по словам Марка, дух «побудил» Иисуса пойти в пустыню (
Мк 1:12; ср.
Лк 4:1). Он может быть подобен горящему в них «огню», который заставляет их пламенеть этой силой (
1Фс 5:19;
Де 18:25;
Рм 12:11) и переполняет их, так что они уже не могут его удерживать и начинают действовать. (Ср.
Иов 32:8,
18—20;
2Тм 1:6, 7.) Этот дух побуждает их и укрепляет силой (
Лк 2:27;
Эф 3:16; ср.
Мх 3:8). Однако нельзя сказать, что Божьих служителей охватывает бессознательный порыв, так как дух затрагивает их ум и сердце и они осознанно подчиняются данной им действующей силе. Поэтому в отношении тех, кто в христианском собрании получил дар пророчествовать, апостол мог сказать, что «дары духа, данные пророкам, должны быть подвластны пророкам» для соблюдения порядка (
1Кр 14:31—33).