| Citya |
| "всеобщение спасени" - гуглил, не нашел, пожалуйста поясните своими словами! |
Апоката́стасис ( ἀπο-κατάστᾰσις — «восстановление», от κατά-στᾰσις — «установление, учреждение, устроение») — понятие , использующееся в значении «восстановления» и в значении «восстановления всего», когда с ним отождествляется учение о всеобщем . Впервые используется в Евангелиях: «Илия должен прийти прежде и устроить ( ἀποκαταστήσει) всё» ().
Учение о всеобщем спасении официально не признаётся, в отличие от некоторых и . Идея апокатастасиса неофициально признаётся также некоторыми известными православными и католическими богословами.
Использование термина у святых отцов и далее[ | ]
Слово «апокатастасис» в значении восстановления использовалось:
- св. : «Христос пришел для восстановления вольных и рабов, даруя одинаковое достоинство всем, кто соблюдает Его заповеди»;
- св. , поздравляющим антиохийских христиан с тем, что у них «водворился мир, и восстановилось их малое тело» (Церковь после гонений);
- св. , учившим, что «смерть, одолев человека, удалила от него жизнь и сделала мертвым, — тем более Жизнь (то есть Христос), овладевая человеком, изгоняет смерть и восстанавливает человека живым Богу»;
- св. , учащим о восстановлении животных в «первоначальный образ кротости» после духовного восстановления человека;
- св. , желающим, чтобы Бог восстановил среди Коринфян единство и братскую любовь.
Отдельные положения апокатастасиса как учения о всеобщем восстановлении («восстановлении всего») впервые сформулировал . Так, он допускал конечность мук, возможность покаяния и всех , предполагал, что адские муки могут быть очистительным огнём для и людей. Его ученик более детально развил представления о всеобщем спасении, связав его с рядом спорных предположений (предсуществование душ, спасение нечистых сил через и т. д.).
Учение о всеобщем спасении также было предложено святителем . На , когда было осуждено учение Оригена, относительно православия свт. Григория не было высказано никаких сомнений. Отцы Собора, очевидно, не считали, что учение святителя содержит какие-либо черты , поскольку в богословских построениях свт. Григорий исходил из совершенно иных, нежели Ориген, предпосылок, не разделяя учения Оригена о предсуществовании и перевоплощении душ. (681) включил имя свт. Григория в число «святых и блаженных отцов» (прав. 2), а (787) назвал святителя «отцом отцов», подтвердив его значение как вселенского учителя веры.
Преподобный Максим Исповедник полагал, что у святителя Григория Нисского этот термин не имеет того смысла, который осуждён Церковью, а «употребляется в смысле восстановления познавательных сил человека в то состояние правильного отношения к истине, в каком они вышли из творческих рук своего Создателя».
В истории Церкви проблема апокатастасиса не всегда решалась в рамках частного богословского мнения. Когда она оставалась в этих рамках, соборно не осуждала взглядов сторонников апокатастасиса. Так, в течение долгого времени не были осуждены касавшиеся этой проблемы воззрения Оригена, а богословское мнение свт. Григория Нисского вовсе не подвергалось осуждению. Когда же эти взгляды становились привлекательными для многих христиан, например для монахов-оригенистов, Церковь подвергала их строгому осуждению. Учение о всеобщем спасении официально не признаётся в основном в Православных Церквях, в монофизитских деноминациях и в Римо-Католической Церкви. В то время как вслед за , с учением которой Мартин Лютер был знаком и которую Мартин Лютер ошибочно считал православной, с которой стремился сблизиться, как он считал, для сближения с Православием, лютеранами вначале идея апокатастасиса не отрицалась. Но уже XVII артикул разъясняет: «…в Конце Света Христос вновь придет как Судия и воскресит всех мертвых. Он дарует всем праведным и избранным вечную жизнь и вечную радость, неправедных же и порочных Он осудит на вечные муки. Наши церкви осуждают , полагающих, что будет конец наказаниям осужденных и порочных людей». Кроме анабаптистов лютеранами были осуждены , , и другие конфессии, признававшие учение о всеобщем спасении. Однако это учение проявилось и в последующей истории протестантизма, и некоторыми протестантскими церквами, а также в раскольничьих и сектантских деноминациях идея всеобщего спасения не отрицается Так же идея апокатастасиса неофициально признаётся некоторыми известными как православными, так и католическими богословами. Но заметил: «То, что у святителя Григория, епископа Нисского, сказано о восстановлении (περι αποκαταστάσεως), Церковью не принимается».
Эсхатологическая судьба мира представлялась в духе апокатастасиса также в рамках учения . В XIX—XX веках учение о всеобщем спасении было подхвачено , которые есть во многих протестантских церквах, в том числе формально придерживающихся Аугсбургского исповедания.