Верующие часто оперируют понятиями «душа» и «дух», не имея, при этом, единого их понимания. К сожалению, в Библии нет какой-либо чёткости по этому вопросу, так что придётся определиться самостоятельно.
Все мы знаем, что человек имеет плоть. Это первая составляющая человека. Для тех, кто без Библии шагу ступить не может, напоминаю библейское («и создал Господь Бог человека из праха земного» Быт.2-7).
Однако, мы знаем, что плоть, когда её покидает нечто, становится безжизненной и разлагается. Вот это то нечто, животворящее плоть, и есть душа. Библейски это подтверждается в книге Бытия («и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душёю живою» Быт. 2-7) и в Евангелиях («потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Матф.10-39). Куда же девается душа, покидая плоть? Очевидно, возвращается к давшему её. Библейски это подтверждается в книге Екклесиаста («а дух возвратится к Богу» Еккл. 12-7). Правда Екклесиаст называет душу духом, но душа по своей физической характеристике, и есть дух. Итак, душа – вторая составляющая человека.
Каждый новорождённый имеет эти две составляющие, образующие живое тело.
А вот разум у ребёнка появляется по мере накопления и переработки информации об окружающем мире. Надо заметить, что и у детёныша животного происходит то же самое с появлением примитивного разума. Итак, разум – третья составляющая человека.
И только при наличии трёх составляющих, проявляются личные духовные устремления человека (и животного, на примитивном уровне), проявляющиеся в словах и поступках – выбор добра или зла, правды или лжи. То есть, появляется то, что именуется духом.
Таким образом, дух – четвёртая составляющая человека.